Все новости
Политика
24 Февраля 2007, 12:07

Башкортостан - мировой лидер в мотогонках на льду

Через несколько часов в Уфе торжественно откроется финал 42-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Столица Республики Башкортостан является неформальной столицей российского трекового мотоспорта. Это место она заняла заслуженно в ходе процессов, происходивших в трековых мотогонках в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов...

Через несколько часов в Уфе торжественно откроется финал 42-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду. Столица Республики Башкортостан является неформальной столицей российского трекового мотоспорта. Это место она заняла заслуженно в ходе процессов, происходивших в трековых мотогонках в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, и занимает в настоящее время.
Мотогонки на льду - самый успешный для России вид мотоспорта во всей его истории. Начиная с 1966 года, когда ФИМ начала проводить личный чемпионат мира, гонщики России завоевали в нем 94 медали - 34 золотые, 31 серебряную и 29 бронзовых. В командном чемпионате мира, который проводится с 1979 года, завоевано 28 медалей - 24 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую. Во всех случаях медалистами становились выступавшие за сборную СССР (до 1991 года) и сборную СНГ (1992 год) гонщики России. Единственный, кроме гонок на льду, вид мотоспорта, где спортсмены СССР также становились чемпионами мира, - мотокросс. Но там выиграно только три личных чемпионата мира и два командных.
Бесспорным лидером и по количеству золотых медалей, завоеванных на личном чемпионате мира по гонкам на льду, и по общему количеству является Уфа - 10 золотых медалей и 15 медалей всего.
В 1960 году прошли первые крупные международные соревнования по гонкам на льду с участием родоначальников этого вида гонщиков Швеции и Финляндии, и учеников - гонщиков СССР и Чехословакии (1960). Четыре этапа этого турнира на Кубок ЦАМК СССР "Дружба народов" состоялись в Уфе, два - в Москве. Большинство чемпионатов СССР и РСФСР по гонкам на льду в международном классе мотоциклов 500 кубических сантиметров в те годы проводилось в Уфе. Гонки в Уфе проводились на четырех стадионах, в том числе, на трех стадионах в один год (1963). Здесь базировалась и тренировалась сборная СССР. Надо заметить, что гонки на льду и на гаревой дорожке (спидвей) в Уфе получили столь стремительное развитие благодаря созданию спортивного мотоклуба при стройтресте N3, которым руководил энтузиаст мотоспорта Аншель Балабан, и всесторонней поддержке партийного и хозяйственного руководства республики.
Когда шведы, победившие в Кубке Дружбы, предложили проводить чемпионаты мира или Европы по этому виду мотоспорта, за разработку международных правил взялись советские специалисты, прежде всего, судьи из Башкирии, которые также принадлежали к ведущим в стране. В 1962 году эти правила появились, ФИМ зачислила мотогонки на льду в ряд официальных видов мотоспорта. В 1963 году был разыгран Кубок ФИМ (по 5 этапов в СССР и Швеции), а в 1964 году вместо него - чемпионат Европы. С 1966 года ФИМ превратила его в чемпионат мира.
Начиная с 1963 года и до 1969-го, во всех чемпионатах ФИМ побеждали гонщики Уфы. Вместе с ними росли другие члены сборной страны. Кроме того, в Уфу приезжали на стажировку спортсмены других городов. Проведя пару лет в уфимском клубе, они возвращались в свои города, где развивали гонки на льду и передавали свой опыт. За короткое время география ледового мотоспорта охватила практически всю страну.
Разумеется, в первую очередь этому способствовала политика, проводимая ЦК ДОСААФ СССР, но главным инструментом для осуществления этой политики была Уфа и Башкирия, где к концу 60-х гонки на льду проводились в 8 - 10 городах.
Дальнейшая история отодвинула Уфу и Башкирию на второй план, хотя в середине 80-х ее гонщики вновь вернулись в число лидеров советского ледового мотоспорта. В 90-е годы технические виды спорта оказались в еще более трудном положении, чем все остальные. В частности, в Уфе соревнований по гонкам на льду не было целых девять лет.
Но в 2000 году Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов дал толчок возрождению славных традиций башкирского мотоспорта, в Уфе был создан спортклуб имени Г.Кадырова. За короткое время - всего за четыре года, начав с ноля, уфимцы вернули титул чемпиона мира, который держат уже три года подряд. Два раза золотую медаль сильнейшего гонщика планеты завоевал Николай Красников, один раз - Дмитрий Буланкин. В Уфе снова проводятся чемпионаты мира по гонкам на льду. В частности, на стадионе "Строитель" проведено, начиная с 1966 года, 15 чемпионатов мира - больше, чем в каком-либо другом городе России. А неделю назад башкирский город Учалы стал местом проведения чемпионата Европы и получил высокую оценку руководителей Европейского мотоциклетного союза.
СК им. Г.Кадырова выступил инициатором проведения многоэтапных соревнований командного чемпионата России, командного первенства России среди юниоров, объединения культивирующих гонки на льду клубов в Профессиональную мотоспортивную лигу, внедрения спортивных принципов отбора российских гонщиков на чемпионат мира.
В настоящее время медленно, но неуклонно в стране происходит процесс возрождения мотогонок на льду. Они культивируются в Башкортостане, Мордовии, Удмуртии, Пензенской, Кировской, Самарской, Свердловской, Курганской, Оренбургской, Новосибирской, Тюменской, Иркутской и Амурской областях, Пермском и Приморском краях. И Башкортостан, как и в былые времена, оказывает всестороннюю помощь и поддержку всем энтузиастам, берущимся за возрождение или развитие гонок на льду.
Автор: Николай Ермоленко