Через несколько часов в Уфе торжественно откроется
финал 42-го личного чемпионата мира по мотогонкам на льду.
Столица Республики Башкортостан является неформальной
столицей российского трекового мотоспорта. Это место она заняла
заслуженно в ходе процессов, происходивших в трековых
мотогонках в СССР в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, и
занимает в настоящее время.
Мотогонки на льду - самый успешный для России вид
мотоспорта во всей его истории. Начиная с 1966 года, когда ФИМ
начала проводить личный чемпионат мира, гонщики России
завоевали в нем 94 медали - 34 золотые, 31 серебряную и 29
бронзовых. В командном чемпионате мира, который проводится с
1979 года, завоевано 28 медалей - 24 золотые, 3 серебряные и 1
бронзовую. Во всех случаях медалистами становились
выступавшие за сборную СССР (до 1991 года) и сборную СНГ
(1992 год) гонщики России. Единственный, кроме гонок на льду,
вид мотоспорта, где спортсмены СССР также становились
чемпионами мира, - мотокросс. Но там выиграно только три
личных чемпионата мира и два командных.
Бесспорным лидером и по количеству золотых медалей,
завоеванных на личном чемпионате мира по гонкам на льду, и по
общему количеству является Уфа - 10 золотых медалей и 15
медалей всего.
В 1960 году прошли первые крупные международные
соревнования по гонкам на льду с участием родоначальников
этого вида гонщиков Швеции и Финляндии, и учеников -
гонщиков СССР и Чехословакии (1960). Четыре этапа этого
турнира на Кубок ЦАМК СССР "Дружба народов" состоялись в
Уфе, два - в Москве. Большинство чемпионатов СССР и РСФСР
по гонкам на льду в международном классе мотоциклов 500
кубических сантиметров в те годы проводилось в Уфе. Гонки в
Уфе проводились на четырех стадионах, в том числе, на трех
стадионах в один год (1963). Здесь базировалась и тренировалась
сборная СССР. Надо заметить, что гонки на льду и на гаревой
дорожке (спидвей) в Уфе получили столь стремительное развитие
благодаря созданию спортивного мотоклуба при стройтресте N3,
которым руководил энтузиаст мотоспорта Аншель Балабан, и
всесторонней поддержке партийного и хозяйственного
руководства республики.
Когда шведы, победившие в Кубке Дружбы, предложили
проводить чемпионаты мира или Европы по этому виду
мотоспорта, за разработку международных правил взялись
советские специалисты, прежде всего, судьи из Башкирии,
которые также принадлежали к ведущим в стране. В 1962 году эти
правила появились, ФИМ зачислила мотогонки на льду в ряд
официальных видов мотоспорта. В 1963 году был разыгран Кубок
ФИМ (по 5 этапов в СССР и Швеции), а в 1964 году вместо него -
чемпионат Европы. С 1966 года ФИМ превратила его в чемпионат
мира.
Начиная с 1963 года и до 1969-го, во всех чемпионатах
ФИМ побеждали гонщики Уфы. Вместе с ними росли другие
члены сборной страны. Кроме того, в Уфу приезжали на
стажировку спортсмены других городов. Проведя пару лет в
уфимском клубе, они возвращались в свои города, где развивали
гонки на льду и передавали свой опыт. За короткое время
география ледового мотоспорта охватила практически всю страну.
Разумеется, в первую очередь этому способствовала
политика, проводимая ЦК ДОСААФ СССР, но главным
инструментом для осуществления этой политики была Уфа и
Башкирия, где к концу 60-х гонки на льду проводились в 8 - 10
городах.
Дальнейшая история отодвинула Уфу и Башкирию на
второй план, хотя в середине 80-х ее гонщики вновь вернулись в
число лидеров советского ледового мотоспорта. В 90-е годы
технические виды спорта оказались в еще более трудном
положении, чем все остальные. В частности, в Уфе соревнований
по гонкам на льду не было целых девять лет.
Но в 2000 году Президент Республики Башкортостан
Муртаза Рахимов дал толчок возрождению славных традиций
башкирского мотоспорта, в Уфе был создан спортклуб
имени Г.Кадырова. За короткое время - всего за четыре года,
начав с ноля, уфимцы вернули титул чемпиона мира, который
держат уже три года подряд. Два раза
золотую медаль сильнейшего гонщика планеты завоевал Николай
Красников, один раз - Дмитрий Буланкин. В Уфе снова
проводятся чемпионаты мира по гонкам на льду. В частности, на
стадионе "Строитель" проведено, начиная с 1966 года, 15
чемпионатов мира - больше, чем в каком-либо другом городе
России. А неделю назад башкирский город Учалы стал местом
проведения чемпионата Европы и получил высокую оценку
руководителей Европейского мотоциклетного союза.
СК им. Г.Кадырова выступил инициатором проведения
многоэтапных соревнований командного чемпионата России,
командного первенства России среди юниоров, объединения
культивирующих гонки на льду клубов в Профессиональную
мотоспортивную лигу, внедрения спортивных принципов отбора
российских гонщиков на чемпионат мира.
В настоящее время медленно, но неуклонно в стране
происходит процесс возрождения мотогонок на льду. Они
культивируются в Башкортостане, Мордовии, Удмуртии,
Пензенской, Кировской, Самарской, Свердловской, Курганской,
Оренбургской, Новосибирской, Тюменской, Иркутской и
Амурской областях, Пермском и Приморском краях. И
Башкортостан, как и в былые времена, оказывает всестороннюю
помощь и поддержку всем энтузиастам, берущимся за
возрождение или развитие гонок на льду.