Перспективы развития авиационной промышленности в Башкортостане
будут рассмотрены в качестве одного из основных вопросов на
предстоящем заседании Совета при полномочном представителе
Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
Напомним, что оно пройдет 12 декабря в Уфе под председательством
полпреда Президента РФ в ПФО Александра Коновалова.
Производством изделий для авиационной промышленности в нашей
республике традиционно занимаются несколько предприятий. Самые
крупные из них - ОАО "Уфимское моторостроительное производственное
объединение", ФГУП "Уфимское агрегатное производственное
объединение", ФГУП Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика",
ФГУП "Уфимское приборостроительное производственное объединение"
и ФГУП "Кумертауское авиационное производственное предприятие".
Флагманом отечественного авиационного двигателестроения
по праву называют ОАО "УМПО". Основанное в 1925 году, обновленное
и преобразованное в грозном 1941 году, Уфимское моторостроительное
производственное объединение занимает ведущие позиции среди
крупнейших предприятий страны. За прошедшие годы здесь освоено
производство более 50 видов базовых и модифицированных двигателей,
которые установлены на 170 моделях самолетов военной и
гражданской авиации всемирно известных фирм Сухого, Микояна,
Туполева, Ильюшина, Яковлева. На самолетах с двигателями,
изготовленными в УМПО, совершен ряд выдающихся длительных
перелетов, установлено более ста мировых авиационных рекордов.
Сегодня двигатели с маркой УМПО эксплуатируются в 49 странах.
В настоящее время УМПО производит турбореактивные двигатели
самолетов семейства Су-22, Су-25, Су-27, Су-30, Су-34, Миг-21,
Миг-27, двигатель Д-436ТП для самолета-амфибии Бе-200, а также
узлы трансмиссии для вертолетов типа Ми-26, Ка-32. Совместно
с ОАО "НПО "Сатурн" идет изготовление узлов для нового двигателя
АЛ-55И для учебно-тренировочного самолета.
Постановлением Правительства России УМПО включено в состав
предприятий, задействованных в серийном производстве авиадвигателя
пятого поколения для перспективного авиационного комплекса
фронтовой авиации.
ФГУП "УАПО" - единственный в России изготовитель свечей,
которые применяются в камерах сгорания газотурбинных
двигателей гражданских и военных летательных аппаратов.
Предприятием накоплен уникальный опыт производства высокоточной
техники. УАПО относится к числу крупнейших объединений,
специализирующихся на разработке, производстве и сервисном
обслуживании электрических агрегатов и электронных систем для
всего самолетного и вертолетного парка России по целому ряду
направлений.
ФГУП УАП "Гидравлика" выпускает авиационные фильтры для
топливных, гидравлических, воздушных систем и вспомогательные
газотурбинные двигатели летательных аппаратов. Изделия предприятия
широко представлены в аэрокосмической технике, включая системы
"Энергия", "Буран", "Мир", "Альфа", в самолетах и вертолетах
конструкций Туполева, Ильюшина, Миля, Антонова, Сухого, Яковлева,
Камова. Продукция "Гидравлики" экспортируется в 29 стран мира.
Авиационно-космическое направление - одно из приоритетных
в деятельности ФГУП "УППО", отметившего в этом году свое 50-летие.
С 1962 года здесь выпускается бортовая вычислительная техника,
а спустя три года было освоено производство автопилотов.
В настоящее время продукция УППО - это широкий спектр бортового
авиационного оборудования и изделий для других отраслей промышленности.
В России потребителями продукции уфимских приборостроителей
являются самолето- и вертолетостроительные предприятия, разработчики
и производители авионики, авиаремонтные предприятия. Продукция
объединения эксплуатируется в составе летательных аппаратов более
чем в 60 странах мира. ФГУП "УППО" принимает участие в
федеральных целевых программах "Реформирование и развитие
оборонно-промышленного комплекса", а также в программе "Развитие
гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на
период до 2015 года" в составе корпорации "Авиаприбор-Холдинг".
ФГУП "КумАПП" основано в 1962 году. Оно имеет богатый
опыт серийного производства сложнейшей авиационной техники,
превосходящей по своим параметрам отечественные и мировые аналоги.
Сегодня предприятие выпускает вертолеты семейства Ка-32
в транспортном и поисково-спасательном вариантах, оснащенные
сложными пилотажно-навигационными комплексами. Продукция "КумАПП"
успешно эксплуатируется в ряде зарубежных стран.
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд.
На некоторых предприятиях ОПК республики существовали и
имеются до сих пор серьезные трудности, связанные с недостаточным
количеством заказов на авиационную технику и необходимостью
конверсии и модернизации производства. Совет при полпреде
Президента в ПФО, как рассчитывают руководители этих предприятий,
поможет решить накопившиеся проблемы в авиационной промышленности.
Автор: Любовь Колоколова