Любопытные мнения были высказаны сегодня за круглым
столом режиссерами тюркоязычных театров, чьи спектакли в эти
дни были показаны в рамках IV международного фестиваля
"Туганлык". Заседание профессионалов состоялось в Национальном
молодежном театре Башкортостана имени Мустая Карима. Открыла и
провела его заведующая кафедрами драматических и национальных
театров, ответственный секретарь Гильдии режиссеров Союза театральных
деятелей России Марина Корчак.
На собрании также присутствовали председатель Гильдии
режиссеров СТД РБ, член жюри фестиваля "Туганлык-2006",
художественный руководитель Государственного академического
русского драматического театра РБ Михаил Рабинович, кандидат
искусствоведения, доцент Российской академии театрального
искусства, театральный критик Анна Степанова, руководители
народных театров Башкортостана, студенты Уфимской
государственной академии искусств имени Загира Исмагилова.
Одним из основных вопросов, поднятых для обсуждения,
стали взаимоотношения критиков и конкурсантов фестиваля. По мнению
большинства, резкие суждения театроведов недопустимы на форуме,
само название которого - "Туганлык" в переводе на русский означает
- "Родство". Не должны, пусть даже слабые его участники, уезжать
домой с "обрезанными крыльями". Восстановление от такой "ломки"
потребует большого количества времени.
- Фестиваль - это праздник, а безапелляционность оценок
критиков превращают его в нечто иное, - говорит режиссер из
Чебоксар Валерий Яковлев. - К сожалению, не во всех регионах,
как в Башкортостане или Татарстане, театры живут благополучно.
Есть немало коллективов, которые вынуждены элементарно выживать.
И судить всех одной меркой нельзя.
А известный уфимский режиссер Азат Надыргулов убежден,
что критики не должны умалчивать свои негативные замечания. "Ну,
промолчат они, кому от этого будет лучше, - говорит он, - другое
дело, что специалистам нужно найти особую, корректную форму
высказывания и выставления оценок".
Другой режиссер Фарид Бикчентаев из Казани предложил
пересмотреть положение "Туганлыка".
- Фестиваль - не конкурс, и поэтому не надо делать из него
соревнование, которое может только разобщить нас, - считает он.
- Мы все хорошо знаем друг друга, наши театры, возможности, а
потому раздача призов и жюри на фестивале - лишнее.
Участники круглого стола также высказались о том, что
три спектакля в один вечер - это очень много и неудобно, поскольку
не позволяет посмотреть как можно большее количество постановок.
Не остались без внимания собравшихся и чисто цеховые вопросы. А
именно: методологические способы построения национальной драматургии,
не вписывающейся в концепцию Станиславского, авторские права
режиссера, как создателя спектакля, и большое количество женщин в
режиссуре на фоне исчезновения из этой профессии мужчин.
Автор: Алия Давлетшина