Депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ направили
Президенту Владимиру Путину Обращение "Об обновлении договорных
отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
по разграничению полномочий".
В нем подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование
договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами
является стратегическим направлением развития России как
федеративного государства, и высказана просьба к главе государства -
инициировать процесс обновления Договора Российской Федерации и
Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и
полномочий, образовав комиссию по разработке проекта обновленного
Договора. В Обращении высказана уверенность, что дальнейшее
совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией и
Республикой Башкортостан и впредь будет служить устойчивому развитию
республики и России.
Таким образом наши парламентарии поднимают вопрос, который
в отношениях Центра и регионов в последние годы вызывал
диаметрально противоположные толкования: от откровенного неприятия -
до абсолютной поддержки. Хотя спорить по этому поводу,
казалось бы, нечего. Статья 11 российской Конституции относит договоры
к основным документам, регламентирующим разграничение полномочий.
Именно поэтому, собственно говоря, они и стали реалиями нашей жизни.
Наверное, стоит напомнить, как все начиналось.
А начался договорный процесс с подписания Федеративного договора
31 марта 1992 года. Его подписали Президент РФ Борис Ельцин,
Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и руководители
86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором не поставили
свои подписи представители Татарстана и Чечено-Ингушетии.
10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов
Федеративный договор был включен в Конституцию Российской Федерации
как ее составная часть. В новую Конституцию, принятую 12 декабря
1993 года, Федеративный договор не включен. Но она дает
правовую базу для развития договорных отношений между федеральным
центром и регионами, которые стали основным рычагом разграничения
полномочий.
15 февраля 1994 года был подписан первый такой договор -
с Татарстаном. Только после этого Татарстан избрал депутатов в
Федеральное Собрание страны. После этого подписание договоров
стало политической нормой. В 1994 году такие договоры подписали
еще два субъекта Федерации - Кабардино-Балкария и Башкортостан.
И процесс пошел: в 1995 году договоры подписали четыре региона,
в 1996-м - 17, в 1997-м - 12, в 1998-м - 6. Подготовкой проектов
договоров занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке
договоров о разграничении полномочий между федеральными
органами государственной власти и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, которую возглавлял Сергей Шахрай.
Исключение составила Чеченская Республика-Ичкерия, переговоры с
которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности - сначала
Александр Лебедь, затем - Иван Рыбкин. К середине 1998 года были
подписаны уже 42 договора с регионами.
15 июля 1998 года Сергея Шахрая сменил тогдашний заместитель
Руководителя Администрации Президента Владимир Путин. С тех пор ни
один договор подписан не был. Федеральным законом "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации", принятом в июне 1999 года,
установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и
Договорами о разграничении полномочий между Российской Федерацией
и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до
подписания Президентом страны должны быть рассмотрены в
законодательном органе региона и в Совете Федерации. Было
предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в
соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления
его в силу. Указом Президента Владимира Путина от 21 июня 2001 года
Комиссия по подготовке договоров была упразднена. Она была заменена
Комиссией при Президенте РФ по подготовке предложений о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
под председательством тогдашнего заместителя Руководителя
Администрации Президента РФ Дмитрия Козака.
Это стало своеобразным сигналом для начала антидоговорной
кампании, которая отразилась не только в научных трактатах,
политических выступлениях и средствах массовой информации,
но и на практике. Летом 2001 года ряд регионов выступил с
инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий,
заключенных с федеральным центром. За короткий срок - с декабря 2001-го
по апрель 2002 года были аннулированы 28 договоров (подписаны
двусторонние акты о прекращении действия договоров). Остальные
продолжают действовать. В их числе - договоры с Татарстаном и
Башкортостаном, которые 11 лет назад создали прецедент такой
политической практики.
Что изменилось за эти годы? Прежде всего, российское
правовое поле, включая и процедуру разработки и подписания
договоров с субъектами Российской Федерации. Ее теперь определяет
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации", принятый в 2003 году.
В нем сказано, что "...порядок подготовки и предварительного
согласования проекта договора о разграничении полномочий
определяется Президентом Российской Федерации". То есть глава
государства выступает в качестве главного "дирижера" этого
политического процесса. В каждом конкретном случае он создает
комиссию, разрабатывающую договор. Новая процедура утверждения
договора идентична принятию федеральных законов и предполагает
его прохождение через парламент - Федеральное Собрание и подписание
этого документа президентом страны и высшим должностным лицом
субъекта Федерации.
Одновременный "залп" реформ, каждая из которых - федеративная,
административная, муниципальная, военная и другие - по исторической
аналогии с подобными реформами Александра II могла бы стать
великой, создал в России новую политическую ситуацию. В условиях
выстраивания властной вертикали договоры о разграничении полномочий,
несмотря на их позитивный потенциал, приобрели если не сомнительный,
то уж точно двусмысленный "оттенок". Многими политиками в Центре
сохранение этих договоров стало рассматриваться как проявление
фронды и чуть ли не подрыв целостности страны. Реакцией на это и
стал упомянутый выше массовый отказ от договоров почти трех десятков регионов.
Он стал поспешной демонстрацией лояльности их лидеров новой
"генеральной линии".
Но жизнь берет свое. И вот уже завершена работа над новым
законопроектом о разграничении полномочий, который должен
компенсировать недосказанность Основного Закона по этому вопросу.
Вскоре он поступит на рассмотрение в Государственную Думу.
На заседании Госсовета в Калининграде Президент Владимир Путин
сообщил губернаторам о решении отдать 80 процентов полномочий
регионам. А на недавнем заседании Госсовета в Казани Владимир
Путин заявил, что теперь появилась реальная возможность повысить
роль и самостоятельность регионов. То есть понимание пришло.
Но ведь доверять регионам и уважать их интересы, вообще-то,
не одолжение, а нормальная практика для федеративного государства.
Но слишком много специфики в нашем Отечестве в понимании этого
вопроса. Уверенности в том, что проблема разграничения
полномочий, только пунктиром обозначенная в Основном Законе,
наконец будет решена "обоюдовыгодно", нет. Тем более, что
новый федеральный закон наметит общую "канву", не учитывающую разный
потенциал регионов. Поэтому и сохраняется актуальность договорной
практики.
Чеченская Республика и Татарстан уже начали процесс обновления
своих договоров с Москвой. С прошлого года в обеих республиках
действуют рабочие группы, в состав которых вошли представители
республик и федеральных органов власти. Оба проекта уже готовы.
По сообщениям СМИ, подписание договора с Чечней предполагается после
парламентских выборов, которые пройдут в конце ноября, а с
Татарстаном - в ближайшее время. Особая ситуация Чеченской
Республики определила и специфичность ее договора с Центром:
речь идет об особой экономической зоне. Одно из главных условий этого
договора, судя по информации, попадающей в прессу, - самостоятельное
распоряжение нефтью и налоговые льготы. В Татарстане - другая
ситуация и, естественно, другие условия договора. По словам председателя
Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, "никаких экономических преференций
мы не просим, хотя ставим вопрос дифференцированного налогообложения
на недропользование и добычу полезных ископаемых". Это объясняется
тем, что в республике стареющие нефтяные месторождения, и
было бы неверно подходить с одной меркой ко всем нефтяным компаниям
России. В договоре также закреплено равноправие двух государственных
языков - русского и татарского. Спикер республиканского
парламента также сообщил, что татарстанская сторона не
настаивает на пункте, предполагающем суверенное гражданство.
На вопрос о том, зафиксировано ли в договоре право республики на
землю и недра, Фарид Мухаметшин ответил, что в ближайшее
время Татарстан намерен инициировать поправки в федеральное
законодательство по этому вопросу. Их суть заключается в передаче
больших полномочий муниципалитетам, поскольку земля - это их
налоговая база.
Таким образом два субъекта Российской Федерации - Чеченская Республика
и Татарстан обновляют свои договорные отношения с Центром. Инициатива
парламентариев Башкортостана показывает, что и наша республика не
намерена отказываться от этого.
Автор: Марина Шумилова