Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.29
+0.18
26+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
9 Сентября 2005, 19:14

Башкортостан намерен обновить договорные отношения с Центром

Депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ направили Президенту Владимиру Путину Обращение "Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий".В нем подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией...

Депутаты Государственного Собрания - Курултая - РБ направили Президенту Владимиру Путину Обращение "Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий".
В нем подчеркнуто, что дальнейшее совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами является стратегическим направлением развития России как федеративного государства, и высказана просьба к главе государства - инициировать процесс обновления Договора Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и полномочий, образовав комиссию по разработке проекта обновленного Договора. В Обращении высказана уверенность, что дальнейшее совершенствование договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан и впредь будет служить устойчивому развитию республики и России.
Таким образом наши парламентарии поднимают вопрос, который в отношениях Центра и регионов в последние годы вызывал диаметрально противоположные толкования: от откровенного неприятия - до абсолютной поддержки. Хотя спорить по этому поводу, казалось бы, нечего. Статья 11 российской Конституции относит договоры к основным документам, регламентирующим разграничение полномочий. Именно поэтому, собственно говоря, они и стали реалиями нашей жизни. Наверное, стоит напомнить, как все начиналось.
А начался договорный процесс с подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года. Его подписали Президент РФ Борис Ельцин, Председатель Верховного Совета Руслан Хасбулатов и руководители 86 из 88 субъектов Российской Федерации. Под договором не поставили свои подписи представители Татарстана и Чечено-Ингушетии. 10 апреля 1992 постановлением Съезда народных депутатов Федеративный договор был включен в Конституцию Российской Федерации как ее составная часть. В новую Конституцию, принятую 12 декабря 1993 года, Федеративный договор не включен. Но она дает правовую базу для развития договорных отношений между федеральным центром и регионами, которые стали основным рычагом разграничения полномочий.
15 февраля 1994 года был подписан первый такой договор - с Татарстаном. Только после этого Татарстан избрал депутатов в Федеральное Собрание страны. После этого подписание договоров стало политической нормой. В 1994 году такие договоры подписали еще два субъекта Федерации - Кабардино-Балкария и Башкортостан. И процесс пошел: в 1995 году договоры подписали четыре региона, в 1996-м - 17, в 1997-м - 12, в 1998-м - 6. Подготовкой проектов договоров занималась Комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которую возглавлял Сергей Шахрай. Исключение составила Чеченская Республика-Ичкерия, переговоры с которой вели с лета 1996 года секретари Совета Безопасности - сначала Александр Лебедь, затем - Иван Рыбкин. К середине 1998 года были подписаны уже 42 договора с регионами.
15 июля 1998 года Сергея Шахрая сменил тогдашний заместитель Руководителя Администрации Президента Владимир Путин. С тех пор ни один договор подписан не был. Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", принятом в июне 1999 года, установлен приоритет федеральных законов перед Федеративным договором и Договорами о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Тем же законом установлено, что договоры до подписания Президентом страны должны быть рассмотрены в законодательном органе региона и в Совете Федерации. Было предписано привести ранее заключенные договоры и соглашения в соответствие с этим законом в течение трех лет со дня вступления его в силу. Указом Президента Владимира Путина от 21 июня 2001 года Комиссия по подготовке договоров была упразднена. Она была заменена Комиссией при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления под председательством тогдашнего заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Дмитрия Козака.
Это стало своеобразным сигналом для начала антидоговорной кампании, которая отразилась не только в научных трактатах, политических выступлениях и средствах массовой информации, но и на практике. Летом 2001 года ряд регионов выступил с инициативой расторжения договоров о разграничении полномочий, заключенных с федеральным центром. За короткий срок - с декабря 2001-го по апрель 2002 года были аннулированы 28 договоров (подписаны двусторонние акты о прекращении действия договоров). Остальные продолжают действовать. В их числе - договоры с Татарстаном и Башкортостаном, которые 11 лет назад создали прецедент такой политической практики.
Что изменилось за эти годы? Прежде всего, российское правовое поле, включая и процедуру разработки и подписания договоров с субъектами Российской Федерации. Ее теперь определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принятый в 2003 году. В нем сказано, что "...порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий определяется Президентом Российской Федерации". То есть глава государства выступает в качестве главного "дирижера" этого политического процесса. В каждом конкретном случае он создает комиссию, разрабатывающую договор. Новая процедура утверждения договора идентична принятию федеральных законов и предполагает его прохождение через парламент - Федеральное Собрание и подписание этого документа президентом страны и высшим должностным лицом субъекта Федерации.
Одновременный "залп" реформ, каждая из которых - федеративная, административная, муниципальная, военная и другие - по исторической аналогии с подобными реформами Александра II могла бы стать великой, создал в России новую политическую ситуацию. В условиях выстраивания властной вертикали договоры о разграничении полномочий, несмотря на их позитивный потенциал, приобрели если не сомнительный, то уж точно двусмысленный "оттенок". Многими политиками в Центре сохранение этих договоров стало рассматриваться как проявление фронды и чуть ли не подрыв целостности страны. Реакцией на это и стал упомянутый выше массовый отказ от договоров почти трех десятков регионов. Он стал поспешной демонстрацией лояльности их лидеров новой "генеральной линии".
Но жизнь берет свое. И вот уже завершена работа над новым законопроектом о разграничении полномочий, который должен компенсировать недосказанность Основного Закона по этому вопросу. Вскоре он поступит на рассмотрение в Государственную Думу. На заседании Госсовета в Калининграде Президент Владимир Путин сообщил губернаторам о решении отдать 80 процентов полномочий регионам. А на недавнем заседании Госсовета в Казани Владимир Путин заявил, что теперь появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов. То есть понимание пришло.
Но ведь доверять регионам и уважать их интересы, вообще-то, не одолжение, а нормальная практика для федеративного государства. Но слишком много специфики в нашем Отечестве в понимании этого вопроса. Уверенности в том, что проблема разграничения полномочий, только пунктиром обозначенная в Основном Законе, наконец будет решена "обоюдовыгодно", нет. Тем более, что новый федеральный закон наметит общую "канву", не учитывающую разный потенциал регионов. Поэтому и сохраняется актуальность договорной практики.
Чеченская Республика и Татарстан уже начали процесс обновления своих договоров с Москвой. С прошлого года в обеих республиках действуют рабочие группы, в состав которых вошли представители республик и федеральных органов власти. Оба проекта уже готовы. По сообщениям СМИ, подписание договора с Чечней предполагается после парламентских выборов, которые пройдут в конце ноября, а с Татарстаном - в ближайшее время. Особая ситуация Чеченской Республики определила и специфичность ее договора с Центром: речь идет об особой экономической зоне. Одно из главных условий этого договора, судя по информации, попадающей в прессу, - самостоятельное распоряжение нефтью и налоговые льготы. В Татарстане - другая ситуация и, естественно, другие условия договора. По словам председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, "никаких экономических преференций мы не просим, хотя ставим вопрос дифференцированного налогообложения на недропользование и добычу полезных ископаемых". Это объясняется тем, что в республике стареющие нефтяные месторождения, и было бы неверно подходить с одной меркой ко всем нефтяным компаниям России. В договоре также закреплено равноправие двух государственных языков - русского и татарского. Спикер республиканского парламента также сообщил, что татарстанская сторона не настаивает на пункте, предполагающем суверенное гражданство. На вопрос о том, зафиксировано ли в договоре право республики на землю и недра, Фарид Мухаметшин ответил, что в ближайшее время Татарстан намерен инициировать поправки в федеральное законодательство по этому вопросу. Их суть заключается в передаче больших полномочий муниципалитетам, поскольку земля - это их налоговая база.
Таким образом два субъекта Российской Федерации - Чеченская Республика и Татарстан обновляют свои договорные отношения с Центром. Инициатива парламентариев Башкортостана показывает, что и наша республика не намерена отказываться от этого. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: