Прошел год с внесения поправок в статью 12.8 Кодекса об
административных правонарушениях, лишающую водительских прав
за управление автотранспортом в нетрезвом виде.
Не углубляясь в историю вопроса, только выскажем предположение,
что возникла проблема одновременно с появлением повозки на колесах,
оснащенной двигателем внутреннего сгорания, в 1895 году в США.
А, скорее всего, еще раньше, в ту пору, когда ямщик позволял
себе стопку перед тем, как вспрыгнуть на облучок. И, естественно,
с возникновением проблемы потребовалось ее решение. Решается
она повсеместно, во всех странах по-разному, но суть одна -
пьяный за рулем - это очень опасно. Последнее, что предпринято
у нас в России, - полный запрет управления авто- и мототранспортом
в нетрезвом состоянии. Другими словами: любая доза обнаруженная
в организме водителя, - под строжайшим запретом, наличие ее
влечет за собой лишение водительских прав - по решению суда,
разумеется.
С 1 сентября 2004 года соответствующая поправка внесена
в Кодекс об административных правонарушениях.
И что же мы имеем? На вопрос, как изменилась ситуация после
принятия поправок к Закону, в пресс-службе ГИБДД МВД РБ нам
ответили - "двояко". С одной стороны, на сегодняшний день ситуация
с пьяными водителями кардинально меняется. Они стали понимать,
что очень легко лишиться на полтора-два года водительского
удостоверения. Но с другой стороны, статистических данных, свидетельствующих
о резком снижении количества пьяных водителей, не наблюдается.
Что любитель, что профессионал, несмотря на ужесточение наказания,
продолжают садиться за руль в нетрезвом состоянии. Парадокс?
Попробуем разобраться.
Как сообщает та же пресс-служба ГИБДД МВД РБ, сокращение,
разумеется, есть, хотя и не такое резкое, как ожидалось. Если
во втором полугодии 2004 года, большую часть которого поправка
к статье 12.8 КоАП уже действовала, более 23 тысяч составило
число нетрезвых водителей, то за первые полгода 2005 года инспекторам
удалось "поймать" только 15781 человека в различной степени
опьянения. Согласно законодательству теперь решение о лишении
водительских прав принимает только мировой судья. Так вот,
за шесть месяцев таких решений принято по республике примерно
столько же, сколько за весь прошлый год, то есть в отношении
более 13 тысяч человек. Иными словами, именно столько водителей
вынуждены превратиться в пешеходов, в лучшем случае - в пассажиров.
Известная непоследовательность поправки к статье 12.8 породила
такую уловку среди недобросовестных водителей, как отказ от
медицинского освидетельствования. Но законодатель вскоре понял
свой промах и в апреле 2005 года внес новую поправку к статье
12. 26. - За невыполнение требования сотрудника милиции пройти
медицинское освидетельствование предусматривается теперь аналогичное
наказание - лишение прав управления транспортным средством сроком
на полтора - два года. Таким образом, круг замкнулся, пьяному
за рулем деваться некуда: только отправляться в путь на своих
двоих. А на будущее - отказаться от сомнительного удовольствия
прокатиться под винными парами с ветерком, подвергая нешуточному
риску себя и окружающих. Ведь статистика с объективной строгостью
констатирует - инспектора ГИБДД МВД РБ ежедневно выявляют около
150 "веселых водителей", а с начала года уже 287 из них стали
виновниками дорожно-транспортных происшествий. И вряд ли нам
стоит брать пример с пресловутого зарубежья, где иной менталитет
и иные традиции. Ведь неспроста сказано, что для "русского"
и "немца" одно и то же явление заканчивается взаимоисключающими
последствиями.
Автор: Шамиль Гареев