Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Политика
27 Июля 2005, 16:07

Административная реформа в тупике

На днях появилось сообщение, что руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин назначен председателем комиссии по проведению административной реформы. До него комиссию возглавлял вице-премьер Александр Жуков, а Нарышкин был его заместителем. Таким образом, г-н Нарышкин стал четвертым руководителем, которому доверили доводить...

На днях появилось сообщение, что руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин назначен председателем комиссии по проведению административной реформы. До него комиссию возглавлял вице-премьер Александр Жуков, а Нарышкин был его заместителем. Таким образом, г-н Нарышкин стал четвертым руководителем, которому доверили доводить до ума реформу российского бюрократического аппарата.
Рокировка наверху не случайна, административная реформа идет ни шатко, ни валко, а точнее - вообще забуксовала. Причем ее перспективы выглядят весьма туманно. В реальности ничего не меняется или, наоборот, меняется, но в худшую сторону. А надежды на эту реформу возлагались большие. К 2007 году в Кремле хотели бы иметь хоть какую-нибудь внутриполитическую "викторию", которой могли бы похвастаться реформаторы. Ни монетизация льгот, ни предстоящие реформы здравоохранения, ЖКХ на "победу" никак не тянут.
Между тем нападки на реформу идут и сверху, и снизу. Например, пресс-служба полпреда Президента в Дальневосточном ФО Константина Пуликовского распространила его заявление, в котором он критикует ход административной реформы на Дальнем Востоке. По его мнению, проблемы в ходе административной реформы в России связаны с тем, что власти в федеральном центре, в регионах и на местах не желают делиться доходными и управленческими полномочиями. Полпред также отметил, что никто в нашей стране не мечтает брать на себя расходные функции, обязывающие что-то делать и подчиняться. Остальные полпреды более осторожны в оценках.
Массовое недовольство высказывают и недавно выбранные в ряде регионов потенциальные кадры новых городских и сельских образований. Нагрузив их колоссальной ответственностью за жизнь граждан на местах и большим перечнем функций, реформаторы умудрились забыть выделить на это деньги.
На сколько потянет, к примеру, реконструкция ветхого и аварийного жилья, в котором проживает как минимум треть россиян, никто не знает. А еще защита населения от ЧП, дороги, образование, здравоохранение, поддержание общественного порядка, организация и проведение выборов и многое другое.
Между тем за "спасибо" никто работать не собирается.
Складывается впечатление, что государство избавляется от ненужного балласта, перекладывая на хрупкие плечи органов местного самоуправления важнейшие функции жизнеобеспечения граждан, четко не определив источники финансирования. Чем это может закончиться, гадать на кофейной гуще не надо.
Есть и еще одна мина, она была заложена на первом этапе реформы. Чиновники перекроили территорию субъектов по своему усмотрению, а не исходя из экономических, социальных, культурно-национальных связей. Особенно опасны инициативы реформаторов в многонациональных регионах. Бунт в Карачаево-Черкесии - хорошая картинка к этому. Тем более, что его урегулированием занимался "отец" административной реформы Дмитрий Козак, призвав власти вернуться на исходную позицию. А председатель Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов говорит, что с ужасом ожидает, что будет, когда реформа вступит в силу.
Поэтому решение депутатов Госдумы перенести вступление в силу Закона 131 о статусе местных территориальных образований свидетельствует о том, что парламентарии учли ошибки монетизации, и кавалерийская попытка реализовать заложенные в нем принципы приведет к плачевным результатам.
Как пояснил представитель единороссов, депутат Госдумы от Башкортостана Мансур Аюпов, местное самоуправление по западным стандартам в настоящее время у нас не может быть реализовано. По количеству муниципальных субъектов России нет равных в мире, плюс существуют определенные негативные традиции, которые трудно переломить, например, кумовство, коррупция.
Становление местного самоуправления в стране невозможно без поддержки государственной власти. МСУ не появится по щучьему велению. С укреплением вертикали власти на государственном уровне должна возрастать ответственность федерального центра за ситуацию на местах. Это аксиома, но ни государство, ни общество к этому не готовы, констатирует депутат.
Итак, оттягиваемый и, наконец, принятый на последнем в весенней сессии заседании Госдумы законопроект переносит на три года намеченное на 1 января 2006 года начало функционирования местных органов власти. А отдельным не готовым регионам отсрочка будет предоставлена, возможно, вплоть до 2010 года.
То есть, власть, осознав, что сегодня проведение административной реформы неминуемо приведет к негативным результатам перед выборами Президента, начинает тихо ее сворачивать, перенося на более поздний срок.
Однако отсрочка муниципальной реформы может повредить кредитоспособности российских регионов, предупреждают рейтинговые агентства. Ведь цель реформы - четко выделить местные органы власти, закрепить за ними самостоятельные зоны ответственности и независимую доходную базу, напоминают эксперты. Кроме неопределенности с межбюджетными отношениями отсрочка муниципальной может замедлить и другие новации, от которых зависят доходы бюджетов на местах, в частности, жилищно-коммунальную реформу и изменения в земельном законодательстве.
Получается, отменять реформу нет возможности, поскольку с ней увязаны и другие преобразования, а продолжать, из соображений самосохранения государства, нельзя - тупиковая ситуация. Результат, как говорится, традиционный: "Хотели как лучше, а поучилось, как всегда" - административная реформа попадает в разряд долгоиграющих. Автор: Николай Песков
Читайте нас: