Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Политика
14 Июня 2005, 13:21

Семь лет назад Муртаза Рахимов был избран Президентом Башкортостана на второй срок

14 июня 1998 года Муртаза Рахимов был избран Президентом Башкортостана на второй срок.Введение института президентства в республике стало крупным шагом вперед по пути демократизации ее развития и, безусловно, способствовало четкому определению "вех и координат" этого развития. Входя в первую десятку регионов Российской Федер...

14 июня 1998 года Муртаза Рахимов был избран Президентом Башкортостана на второй срок.
Введение института президентства в республике стало крупным шагом вперед по пути демократизации ее развития и, безусловно, способствовало четкому определению "вех и координат" этого развития. Входя в первую десятку регионов Российской Федерации по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, Башкирия десятилетиями оставалась на 50-70-х местах по выпуску потребительских товаров, по развитию сферы услуг, по важнейшим социальным параметрам. В результате бесцеремонного вторжения центральных ведомств в экономическое развитие республики, перенасыщения ее производствами, вредящими окружающей среде, назревала экологическая катастрофа. Поэтому руководство Башкортостана четко определило главной целью своей деятельности расширение политических прав и укрепление экономической самостоятельности республики. Важнейшими вехами на этом пути стали принятие Декларации о государственном суверенитете Башкортостана 11 октября 1990 года, проведение 25 апреля 1993 года республиканского референдума, на котором подавляющее большинство граждан поддержало курс на усиление экономической самостоятельности Башкортостана. Логическим продолжением стало внесение принципиальных корректив и в политическую систему республики.
12 декабря 1993 года прошли первые выборы Президента Башкортостана. В них участвовало около 63 процентов избирателей, две трети из которых отдали свои голоса за Муртазу Рахимова, который, возглавив в 1990 году Верховный Совет республики, сумел объединить своих коллег для решения стратегических задач, стоящих перед Башкортостаном, и с деятельностью которого башкортостанцы связывали позитивные перемены, достигнутые в жизни республики.
Радикальным разрывом ограничительных рамок автономии стало принятие 24 декабря 1993 года новой Конституции Республики Башкортостан и подписание Договора о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установившего баланс интересов Центра и республики и снявшего потенциальные препятствия в реализации достаточно самостоятельного курса республики, давшего в первое пятилетие президентства Муртазы Рахимова весьма ощутимые результаты. Башкортостан занял лидирующее положение в Уральском регионе по вводу основных фондов и освоению капитальных вложений. Начиная с 1991 года в республике более чем в два раза выросло строительство жилья, в 1,5 раза - школ, в 1,6 - дорог с асфальтовым покрытием. Год от года усиливалась социальная направленность инвестиций. По темпам ввода жилья, школ, поликлиник, газовых сетей Башкортостан опередил среднероссийские показатели. В отличие от многих регионов России, республика не только сохранила агропромышленный комплекс, но и улучшила его работу - по производству мяса и молока устойчиво занимала первое место в Уральском регионе, а по производству зерна на душу населения в два раза превысила среднероссийский уровень. Да и социально-политическая ситуация в республике выгодно отличалась от происходящего в других российских регионах - бастующих, конфликтующих и даже воюющих. Башкортостан стал одним из стабильных субъектов федерации, обладающим мощным экономическим потенциалом, реализующим свой вариант реформирования, соответствующий местным условиям и специфике, решающим социальные и духовные проблемы своих граждан.
Ситуация же в стране была весьма неоднозначна. Экономически самодостаточные регионы стали вызывать пристальный интерес различных политических, финансовых, а иногда и криминальных группировок, стремящихся получить доступ в новые сферы влияния. Отражением этого стала череда региональных выборов, прошедших во второй половине 90-х и превратившихся в настоящую "психологическую войну", которая привлекла огромные финансовые ресурсы, продемонстрировала специальные технологии манипулирования избирателями и заметно осложнила обстановку в стране. Примером таких скандальных кампаний стали выборы в Красноярском крае и Нижнем Новгороде. Не избежал этой участи и Башкортостан.
Президентские выборы 1998 года отличались нервозностью со стороны некоторых кандидатов на этот пост, которым Центральная избирательная комиссия республики отказала в регистрации из-за нарушений, допущенных при сборе подписей при выдвижении. В результате избирком оказался втянут в череду судебных разбирательств. Неблаговидную роль тогда сыграли и многие российские средства массовой информации, усиленно обострявшие обстановку вокруг президентских выборов в Башкортостане. Дело дошло до того, что главы республик Российской Федерации и руководители соседних областей Уральского региона выступили с заявлениями, в которых высказали возмущение действиями отдельных политиков, государственных деятелей и средств массовой информации, направленными на дестабилизацию обстановки в Башкортостане.
И вот в такой сложной ситуации 14 июня 1998 года в президентских выборах приняло участие 69,8 процента избирателей республики - цифра для многих регионов запредельная, и 70,2 процента из них проголосовали за Президента Муртазу Рахимова, продлив его полномочия на второй срок. Такой результат выборов был показателем высокого личного авторитета Президента и поддержки башкортостанцев политики, проводимой им в республике.
Вторая президентская пятилетка вместила в себя многое. За эти годы объем промышленного производства в Башкортостане вырос на 25,8 процента. Республика сохранила первое место по переработке и третье - по добыче нефти в стране, выпуск продукции машиностроения и металлообработки возрос в 2,5 раза. Производство сельскохозяйственной продукции выросло на 29,1 процента. Международные кредитные рейтинги Башкортостана повысились до уровня Москвы и Санкт-Петербурга. По объему валового регионального продукта и основным макроэкономическим показателям Башкортостан входит в первую десятку, а по объему продукции сельского хозяйства занимает второе место в России. По отчислениям в федеральный бюджет республика занимает ведущие позиции в стране, стабильно являясь одним из немногих регионов-доноров. Все это позволило осуществить настоящий прорыв в социальной политике: обеспечить рост реальных денежных доходов населения на 41,4 процента, увеличить расходы на здравоохранение и образование в три раза, увеличить более чем в два раза численность центров и служб социальной защиты семьи, материнства и детства, построить свыше 3300 километров автомобильных дорог, ввести в действие семь миллионов квадратных метров жилья, построить школ более чем на 29 тысяч ученических мест и детских образовательных учреждений - почти на 1,5 тысячи мест, довести уровень газификации в республике до 86 процентов. Сегодня по многим социальным показателям Башкортостан занимает лидирующие позиции в России. Отражением активной социальной политики стало постепенное улучшение демографической ситуации в республике. Башкортостан успешно реализует республиканские целевые программы по охране здоровья, материнства и детства, адресной социальной поддержке населения. Значительная поддержка оказывается многодетным семьям. Безусловное достижение политического курса Башкортостана - стабильная общественно-политическая ситуация и межнациональное согласие в республике, в которой проживает больше 100 наций. Башкортостанцы высоко ценят эту политическую стабильность. Доказательство тому - избрание Муртазы Рахимова Президентом республики на третий срок. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: