Новости Башкортостана и Уфы
92.59
+0.02
100.27
-0.14
86.25
+0.84
-2 °C
Снег
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
30 Марта 2005, 12:21

К развитию федеративных отношений в России подключается Евросоюз

Какой будет федеративная Россия в обозримом будущем? В свете проводимой Президентом Владимиром Путиным политической реформы этот вопрос приобретает все более актуальное значение. Исторически сложилось, что огромная по масштабам Россия неустойчива по государственному устройству: то она распадается на куски, то собирается в жесткую конструкцию унит...

Какой будет федеративная Россия в обозримом будущем? В свете проводимой Президентом Владимиром Путиным политической реформы этот вопрос приобретает все более актуальное значение.
Исторически сложилось, что огромная по масштабам Россия неустойчива по государственному устройству: то она распадается на куски, то собирается в жесткую конструкцию унитарного государства. При этом на таких просторах живут совершенно разные народы, с различными традициями, своеобразной культурой. Федерализм как форма государственного устройства и феномен общественного развития реально существует в России последние 15 лет. По мнению политологов, его развитие прошло два основных этапа. Первый этап - 90-е годы XX века - период конституционно-договорной, асимметричной, децентрализованной федерации. Второй этап - с начала XXI века - это уже централизованный, симметричный, конституционный федерализм со все более нарастающими элементами унитаризма. Укрепление вертикали власти и фактическое "замораживание" сильной региональной политики вызывают много вопросов по поводу перспектив развития федерализма у нас. Не случайно на Западе говорят об установлении в России диктатуры в лучших традициях Советского Союза. Видимо, этим и объясняется особое внимание, которое Запад стал уделять проблеме развития федеративных отношений в нашей стране.
Как сообщают российские СМИ, уже три месяца в России реализуется совместный проект Европейского союза и Администрации Президента РФ, направленный на содействие федеративным отношениям. Он называется "Институциональный, правовой и экономический федерализм в Российской Федерации". Проект рассчитан до 31 декабря 2006 года и будет осуществляться на федеральном, региональном и местном уровнях. Базовым для его реализации выбран Приволжский федеральный округ, точнее, два региона, которые в него входят, - Чувашия и Нижегородская область. По словам руководителя проекта Питера Корсби, выбор пал именно на них потому, что самым главным критерием была готовность субъектов Федерации к сотрудничеству. "Мы хотели, чтобы в них были созданы рабочие группы с местными экспертами, - объясняет он. - Представители Чувашской Республики и Нижегородской области все сделали буквально за две недели". Одновременно эксперимент затронет семь муниципалитетов Центрального, Северо-Западного округов, а также Калининград. Бюджет проекта составляет три миллиона евро. На эти деньги будет создан пул экспертов, которые помогут в совершенствовании местного законодательства в сфере разграничения полномочий, ресурсов и ответственности между разными уровнями власти; в оптимизации структуры органов государственной власти; в создании интерактивной консультационной службы по актуальным вопросам местного самоуправления, федеративных отношений и регионального развития. Несмотря на то, что над поставленными задачами работают как российские, так и западные эксперты, исследования будут проводиться исключительно на основе российской действительности. Организаторы проекта считают, что обозначенных сроков для анализа федеративной системы хватит. Но это отнюдь не значит, что через два года все станет идеальным.
Опыт привлечения помощников со стороны уже имеется. Однако нельзя сказать, что это к чему-либо приводило: Всемирный банк выделял средства на различные проекты, российским экспертам курировать проекты не позволялось. На определенном этапе российские власти это перестало устраивать. Почему же сегодня Евросоюз привлекают к развитию федерализма в стране? По словам советника Президента РФ Сергея Самойлова, Европа уже прошла период становления региональной и местной демократии, и ее опыт в реализации аналогичных преобразований нужно использовать в России. Он выразил надежду, что совместно с Евросоюзом "нам удастся создать такую законодательную базу, которая позволит максимально сузить поле для конфликтов между различными уровнями власти".
В этой ситуации остается только недоумевать. Не лучше ли создавать такую законодательную базу совместно с субъектами Российской Федерации? Тем более, что за последние 15 лет у них наработан достаточный опыт для этого. И, наверное, с ними-то уместнее, чем с западными советчиками, сужать внутреннее "поле конфликтов". Политологи называют проект по федерализму пиар-проектом. Допуская европейских чиновников к реформе федерализма, власть как бы дает понять, что в этой сфере почти все нормально и есть готовность устранять недостатки. На деле же, считает член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров, федеративная и муниципальная реформы по большей части уже завершены, но "с точки зрения исполнения они были проведены не лучше, чем монетизация льгот".
Главное, что должно произойти в нашей стране, - это коренным образом измениться отношение к федерализму. Из "гадкого утенка", которым тяготится центральная власть, он должен превратиться в один из важнейших приоритетов демократической модернизации в России, принципов жизни и культуры нашего народа и государства. К руководству страны, политической элите должно прийти понимание того, что такой гигантской, многонациональной, поликонфессиональной стране, как Россия, вне федерации невозможно сохранить целостность государства, достигнуть реальных успехов, стать конкурентоспособной на мировой арене. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: