Для России, в которой веками мирно уживались великие религии, давно
понятно, что какая бы это ни была традиционная конфессия: ислам, христианство,
буддизм, иудаизм, она не имеет никакого отношения к религиозному экстремизму
и терроризму. "И хотя бандиты, прикрываясь исламом, выдают себя за шахидов,
за истинных поборников ислама, ничего общего с исламом они абсолютно не имеют",
- сказал Верховный муфтий, председатель ЦДУМ России Талгат Таджуддин.
Вместе с тем по мере постепенного усиления "однополярной системы"
понятие "международный терроризм" стало целенаправленно приравниваться к
"исламскому терроризму". Как считают авторитетные эксперты, ключевые
задачи этой кампании - столкнуть между собой Россию и исламский мир,
перенести конфликт подальше от границ западного мира и, таким образом,
ослабить своих потенциальных противников. Это мнение часто опирается на
концепцию американского ученого С.Хантингтона о неизбежности столкновения
христианского и мусульманского миров в ХХI веке. Российские духовные
лидеры неоднократно отмечали провокационный характер подобных взглядов
по отношению к обеим великим традициям. Исламский мир, за исключением
отдельных экстремистских организаций, заинтересован в долгосрочной
стабильности в России. Исторический опыт последних десятилетий
ясно свидетельствует: существенная политическая или экономическая
дестабилизация в России негативно сказывалась на отношениях между нашей
страной и исламским миром.
Однако происходящая радикализация исламского мира имеет как внутренние,
так и внешние причины. Главными внешними факторами являются силовые кризисы,
конфликты, прямые интервенции, исламофобия в западных СМИ, американские угрозы
всему мусульманскому миру. Радикализацию исламского социума стимулирует и
крайне агрессивная форма распространения западного образа жизни, зачастую
просто аморального с точки зрения традиционной мусульманской нравственности,
а также попытки навязывания форм поведения (алкоголизм, проституция и т.д.).
Мусульмане полагают, что навязываемые им чуждые модели модернизации неизбежно
ведут к утрате ими религиозной, культурной, исторической идентичности.
Начавшееся формирование "нового мирового порядка", рост кризисных
тенденций в глобальной международной системе, а за ней и широкомасштабная
ревизия существующих норм международного права - все это способствовало росту
различных радикальных сил и течений во многих частях нашей планеты. Однако
для превращения экстремистских групп в действительно террористические
структуры, как показывает исторический опыт, прежде всего, необходимо
появление так называемой "третьей силы". Именно такая "третья сила"
способствует превращению радикала в реального террориста. Причем связи
между террористами и "третьей силой" могут быть весьма сложными и
опосредованными, а могут быть и относительно открытыми. Очень часто с
террористическими структурами в принципе нельзя договориться именно потому,
что за ними стоит "третья сила". Силы, которые уничтожили Советский Союз,
уничтожили как своего конкурента и соперника на мировой арене, эти силы
возлагают сегодня свои надежды на розыгрыш противоборства православных и
мусульман.
Устраивать конфликты становится выгодно - это отвлекает значительные
материальные и финансовые средства нашей страны. Террористы - это преступники,
очень часто с явными патологическими отклонениями, попирающие и юридические
нормы, и принципы человеческой нравственности. Но при этом нельзя ассоциировать
террор в любой форме с какой-либо религией, как и нацией. Терроризм как
определенная политическая и социально-психологическая патология питается не
религиозными ценностями и идеями, а конкретными установками для решения
политических задач. Любые террористы по сути являются отступниками от законов
своей религии. Президент России ясно высказался по поводу попыток связать
ислам и терроризм: "Терроризм не должен отождествляться с какой-либо религией,
культурной традицией или образом жизни. Мы категорически против всяких клише
в отношении мусульман, и знак равенства между мусульманином и террористом
ставят только провокаторы". За террористическую деятельность должны нести
ответственность конкретные люди, группы, объединения, которые могут
прикрываться религиозными, национальными или иными мотивами для достижения
своих целей, а также те силы, которые стоят за террористами.
В основе радикального ислама лежит идея исламской альтернативы, которая
появилась в результате разочарования в многочисленных идеологических учениях.
Когда с Запада идет процесс навязывания "чуждых" идей, потоком льется насилие,
размываются моральные устои, то с Юга может идти исламский фундаментализм,
"оттуда" (с Юга) приходит что-то новое, и люди начинают этим интересоваться.
Но очень часто возникшие на периферии мира еретические движения, секты,
находясь за пределами традиционных мазхабов, выдвигали религиозные и
политические тезисы, уводящие от традиционного ислама на недопустимо
критическое расстояние. Это было новаторство, проявление гордыни, которая
толкала вождей-фанатиков отрицать исламские нормы, прикрываясь верностью
изначальному исламу. Если на месте морали и благочестия, гуманности и
созидания становятся еретические идеи фанатизма, насилия и утверждения своей
версии толкования веры любой ценой, это порождает политические движения
террористического, человеконенавистного толка. Такими радикальными учениями
на практике являются доктрина "братьев-мусульман" Хасана аль-Банны, ваххабизм,
салафизм, пакистанская секта Таблиг, давшая начало движению талибан,
"Хизб ут-Тахрир" и другие.
В нашей стране справедливо говорят о многовековом опыте
межконфессионального мирного сосуществования. И этот опыт вплоть до
последнего времени свидетельствует о том, что у нас традиционно сложилась
политика веротерпимости. Ей тысяча лет, она имела разные нюансы, но в целом
направлена на сохранение государства и целостности страны, она выдержала
испытание на прочность. Подавляющее большинство мусульман России имеет
своеобразную "прививку" от ваххабизма, фундаментализма. Российские мусульмане
не ощущают дискомфорта, который хотели бы создать те исламисты и террористы,
которые стремятся спровоцировать столкновения. Религиозные традиции мусульман
Башкортостана, Татарстана исключают агрессивное поведение. Вот и непонятно,
откуда берутся псевдорелигиозные секты на нашей земле. Прикрываясь
благотворительными и просветительскими целями, радикально настроенные
организации не прекращают попыток навязывания идей борьбы за обособление
мусульман на этнорелигиозной основе, стремятся направить гнев людей одной
веры и национальности на другие конфессии, на представителей других религий
и других национальностей, дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в
Российской Федерации.
Для российских мусульман характерно отсутствие религиозного радикализма.
Даже в условиях неблагоприятной внутренней политики в отдельные периоды
истории российские мусульмане проявляли терпение. Российские мусульмане не
ощущают дискомфорта, который хотели бы создать различные сектанты,
"освободители ислама", которые стремятся спровоцировать столкновения.
Они не имеют никакого отношения к исламской религии, зачастую используют
священное учение как прикрытие своей деструктивной деятельности.
Это заблудшие люди и вводящие в заблуждение других. Сегодня наше общество
начинает понимать их подлинную сущность, хотя вначале многие были настолько
одурачены их хитроумными речами, что против и сказать-то было нечего. С
первого взгляда, эта подделка под ислам трудно различима. Она сатанински
рядится в белые одежды ислама, использует его символы. Но по духу не имеет
ничего общего с истинным исламом. Как сказал Талгат Таджуддин, это не просто
"политизированный ислам", считать так - ошибочно, это "политизированная
ересь". Ислам не настаивает на том, чтобы все мусульмане в общеобязательном
порядке придерживались определенных правил морали, этики, поведения,
руководствовались в своей личной и общественной жизни религиозными
установлениями традиционного ислама. Экстремистские фанатики меняют эту
вполне традиционную установку на обязательность благочестия, на совершенно
иную модель: они требуют буквального соблюдения своих собственных, выдуманных
ими правил и призывают подвергать всех, кто им не подчиняется, насилию.
Каждый исламский термин подвергается в их случае извращению. Отрицая
традиционный ислам, призывая к его радикальному реформированию, они нарушают
тонкий баланс исламской традиции между духовным и светским, формальным и
внутренним. Такая ситуация выгодна тем, кто ненавидит мир и свет, живя в
темноте, как летучие мыши. Если мы хотим справиться с этой угрозой, то
должны противостоять ей в зародыше.
Лидеры российских мусульман неоднократно заявляли о необходимости
жесткой борьбы с экстремистами и террористами, которые используют религиозные
лозунги, и готовы помогать государству эффективно строить политику,
направленную на предотвращение преступлений и выявление экстремистской
деятельности на ранних этапах ее формирования.
"Мы против противопоставления людей, применения насилия, разжигания
межнациональных и межконфессиональных усобиц, - заявляет Верховный муфтий
страны. - Ведь веками, к примеру, в Башкортостане, да и во всей России
последователи традиционных конфессий с большим уважением относились друг
к другу и сохраняли мир и согласие в нашей стране". Разделение общества
по этноконфессиональным и социальным признакам, активное вмешательство
внешних сил, применение методов насилия в нашей стране не пройдет.
В России столкнуть ислам и христианство не удастся никаким террористам.
Нет ничего важнее в человеческих отношениях, чем сами люди. И в целом
неважно, каковы их религиозные и идеологические взгляды. Бог создал людей
разными, и люди идут разными путями, помня о том, что все они люди, которые
хотят жить в стабильной и процветающей стране.
Автор: Сергей Зацепа