11 лет назад - 12 декабря 1993 года в Башкортостане прошли
первые президентские выборы. Они совпали с общероссийским референдумом,
который решал важнейшие для судьбы страны вопросы -
принималась новая Конституция и избирался парламент - Федеральное
Собрание в составе двух палат: Совета Федерации и Госдумы.
Институт президентства в Башкортостане был учрежден
30 октября 1991 года на IХ сессии Верховного Совета республики
двенадцатого созыва. Его правовое положение в структуре
государственных органов власти и порядок выборов определили республиканские
законы "О Президенте Башкирской ССР" и "О выборах Президента
Башкирской ССР", принятые, соответственно, 30 и 31 октября 1991 года.
Принятию этих важных решений предшествовала общественная
дискуссия, которая активно отражалась в республиканской печати.
Однако первые президентские выборы, назначенные на 15 декабря 1991 года,
не состоялись. Более того, Верховный Совет республики 28 октября
1992 года объявил мораторий на выборы в Верховный Совет и
местные Советы народных депутатов до истечения срока их полномочий, а
также на выборы Президента и глав администраций городов и районов
Башкортостана. Верховный Совет объяснил свое решение тем, что
кампания по выборам Президента несвоевременна с политической и
экономической точек зрения.
Надо представить тогдашнюю обстановку в стране, чтобы понять,
что крылось за этой обтекаемой формулировкой. Тяжелейший
экономический кризис, вызванный "шоковой терапией" российского правительства,
политическое противостояние законодательной власти -
Верховного Совета - с властью исполнительной во главе с Президентом
Российской Федерации, приведшее фактически к установлению двоевластия
в стране, поставили ее на грань распада. И в этой ситуации
значительного ослабления центральной власти усилилась тенденция
диктовать условия регионам. После того, как политическое противостояние
завершилось в октябре 1993 года победой исполнительной власти
и роспуском Верховного Совета, началось реформирование государственной
власти. Для субъектов Федерации установление четкой твердой
власти у себя стало вопросом номер один. Поэтому 4 ноября 1993 года
Верховный Совет республики внес изменения и дополнения в законы,
определяющие правовой статус Президента Республики Башкортостан,
порядок его избрания и назначил на 12 декабря 1993 года выборы
Президента. 64 процента избирателей, принявших в них участие,
проголосовали за Муртазу Рахимова. 25 декабря 1993 года состоялась
инаугурация первого Президента Республики Башкортостан.
В своем выступлении во время инаугурации Муртаза Рахимов
подчеркнул, что "голосование 12 декабря еще раз подтвердило,
что наш курс на укрепление гражданского мира - единственно
правильный. Выборы показали, что и башкиры, и русские,
и татары, и мари, и мордва, и удмурты, и чуваши, и другие
в равной мере верят в будущее, верят в наш курс, готовы
совместно трудиться во имя создания цивилизованного демократического
общества."
Введение института президентства открыло новый этап в
жизни республики, главной отличительной чертой которого стал
качественно новый статус республики, реализовавшийся в достаточно
самостоятельном курсе, давшем за прошедшие одиннадцать лет ощутимые
результаты. Уход от ограничительных рамок автономии окончательно
закрепила новая Конституция Башкортостана, принятая через две недели
после российской - 24 декабря 1993 года. А Договор о разграничении
полномочий между Российской Федерацией и Башкортостаном, заключенный
3 августа 1994 года, уточнив компетенции федеральных и республиканских
властей, позволил более гибко управлять развитием республики,
сочетая государственное реформирование с рыночными механизмами.
Уже первое пятилетие президентства Муртазы Рахимова дало ощутимые
результаты. Башкортостан занял лидирующее положение в Уральском регионе
по вводу основных фондов и освоению капитальных вложений, по производству
молока и мяса. По темпам строительства жилья, школ, поликлиник, газовых
сетей республика опередила среднероссийские показатели, а по производству
зерна на душу населения превысила среднероссийский уровень в два раза.
Год от года усиливалась социальная направленность инвестиций. Социально-
политическая ситуация в республике выгодно отличалась от происходящего
в других российских регионах - бастующих, конфликтующих и даже воюющих.
Экономическая самодостаточность и стабильная общественно-
политическая обстановка Башкортостана вызвали пристальный интерес различных
политических и финансовых группировок, стремящихся получить доступ в
новые сферы влияния. Президентские выборы, состоявшиеся в 1998 и 2003 годах,
в которых приняли участие кандидаты на пост главы республики и "извне",
в полной мере продемонстрировали новый выборный "стиль". Они
превратились в настоящую психологическую войну, в ходе которой ряд
кандидатов задействовал огромные финансовые ресурсы,
применил новейшие политтехнологии, направленные на манипулирование
избирателями. Тем символичнее результаты этих выборов.
В июне 1998 года в президентских выборах в Башкортостане участвовали
69,8 процента избирателей - 70,2 процента из них проголосовали за
своего Президента, продлив его полномочия на второй срок. Во
втором туре президентских выборов в декабре 2003-го приняли участие
около 70 процентов избирателей, 78 процентов из них отдали голоса
Муртазе Рахимову, продлив его президентский мандат на третий срок.
Президентство - не только статус, это тяжелый груз ответственности,
когда нет права на ошибку, когда ты в ответе перед каждым земляком,
когда все трудности и проблемы проходят через сердце. Все прошедшие годы
Президент был стержнем, связующим звеном во взаимодействии ветвей власти в
республике. В самые трудные годы основной груз ответственности нес именно
Президент, который сумел качественно развить отношения Башкортостана с
федеральным центром и российскими регионами, укрепить авторитет
республики в стране и за ее пределами. Башкортостан стал одним из
стабильных субъектов Федерации, обладающим мощным экономическим
потенциалом, реализующим свой вариант реформирования, соответствующий
местным условиям и специфике, решающим социальные и духовные проблемы
своих граждан.
Республика вступила в XXI век в условиях устойчивого экономического
роста. Осуществлены институциональные преобразования и структурная
перестройка реального сектора экономики. По итогам 2003 года по
валовому региональному продукту и промышленному производству Башкортостан
входит в первую десятку регионов, а по объему производства
сельскохозяйственной продукции - на втором месте в России.
Проводимые в стране реформы позволяют осуществлять в республике взвешенную
социально-экономическую политику, направленную, прежде всего, на
улучшение благосостояния народа. Самостоятельность Башкортостана
воплотилась не в амбициозные проекты и заявления, а в поддержку
промышленности и сельского хозяйства, в масштабное жилищное и
дорожное строительство, в газификацию, в повышение социальной защищенности
населения, в развитие образования и культуры, в укрепление межнационального
и межконфессионального согласия. И то, что Башкортостан в эти непростые
годы стабильно является одним из немногих доноров федерального бюджета - это
тоже результат работы, направленной на благо всей страны.
За 1999-2003 годы объем валового регионального продукта увеличился
на 32 процента. При этом объем промышленного производства вырос на
35,6 процента. Инвестиции в основной капитал увеличились
почти в 1,6 раза. За последние пять лет введено 2780 километров
автомобильных дорог, 11 тысяч километров газовых сетей, сдано более
семи миллионов квадратных метров жилья. Реальные денежные доходы
башкортостанцев выросли в 1,7 раза, уровень безработицы снизился с
12,1 до 1,4 процента. Росту инвестиционной активности немало
способствует Федеральная целевая программа "Социально-экономическое
развитие Республики Башкортостан до 2006 года". В ее рамках в 2003 году
в республику было привлечено 14 миллиардов 808 миллионов рублей капитальных
вложений.
Особую значимость имеют политические итоги развития Башкортостана.
Стабильная общественно-политическая ситуация и межнациональное согласие в
республике, в которой проживают представители 113 наций, сегодня - ее
особое достояние. Стратегический курс Президента Муртазы Рахимова, обеспечил
башкортостанцам спокойствие, гражданский мир, предсказуемость и
последовательность государственной политики. А эпоха перемен,
которую Россия переживает уже второе десятилетие, научила нас
особенно ценить эти качества жизни.
Автор: Марина Шумилова