Несколько дней отделяют нас от начала нового учебного года. 1 сентября
в России традиционно отмечается всенародный праздник - День знаний, который
был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1984 года.
500 тысяч школьников Башкортостана придут в этот день в свои школы,
40 тысяч из них - первоклассники и столько же - 40 тысяч учащихся 11-х
классов отправятся в долгий и непростой поход за знаниями в новом учебном году.
Ну а взрослые постарались, чтобы учиться в новом году учащимся
общеобразовательных школ было комфортно и интересно. В текущем году,
как и в предыдущие, в республике сохранялась тенденция увеличения расходов
на образование, 22 новые школы на 3365 мест введено в строй в Башкортостане
с начала 2004 года. Как отметил Президент Башкортостана Муртаза Рахимов на
республиканском совещании по образованию 14 августа, за
последние пять лет в республике введено 146 школ на 28,5 тысячи ученических
мест. Выполняется более 30 федеральных и республиканских программ по
строительству новых школ, информатизации образования, развитию сельских школ
и обеспечению их автобусами, выпуску учебников, поддержке одаренных детей,
детей-инвалидов, обеспечению школ спортинвентарем. Из республиканского
бюджета ежегодно на эти цели выделяются большие средства, так в 2003 году
эта сумма составила около 10 миллиардов рублей. Накануне 1 сентября 2004
года семь тысяч первоклассников республики получили бесплатно
ранцы с необходимым набором ученических канцелярских товаров. Деньги -
3 миллиона 700 тысяч рублей на эти цели были выделены из республиканского
бюджета.
Новый учебный год ставит новые задачи. Наиболее значимым событием
прошлого года является принятие на федеральном уровне стандартов общего
образования, которое впредь будет завершаться предпрофильной подготовкой
учеников девятого класса и их профильным обучением в старших классах. Новые
стандарты школьного образования должны вводиться с первого сентября 2006 года
в первых, пятых и десятых классах. В связи с этим Министерством образования
РБ была организована разработка базисных учебных планов, примерных учебных
программ предметов регионального компонента. Разрабатываются модели
предпрофильной подготовки и профильного обучения. Эксперимент по введению
профильного обучения идет в десяти регионах страны. Хотя Башкортостан в этом
списке не значится, около тридцати процентов старшеклассников республики,
обучающихся в лицеях и гимназиях, классах углубленного изучения отдельных
предметов практически получали профильное образование и в предыдущие годы.
Наиболее интересные проекты профильного обучения поступили на
республиканский конкурс из Орджоникидзевского района Уфы, из
Нефтекамска, Кумертау, Салавата, Стерлитамака, Дюртюлинского района и
Дюртюлей, Балтачевского, Татышлинского, Миякинского, Мишкинского районов.
Профильное обучение поможет оптимизировать учебную нагрузку,
индивидуализировать обучение, развить способности учащихся, определиться в
выборе старшеклассником своей будущей судьбы.
В новом учебном году предстоит окончательно решить судьбу ЕГЭ,
вокруг которого развернулись такие жаркие дебаты. Открытым и главным на
сегодняшний день остается вопрос: должен ли быть результат ЕГЭ единственным
критерием зачисления выпускника школы в вуз? Министерство образования
и науки РФ планирует осенью провести всероссийское совещание с целью выработки
оптимальных вариантов внедрения ЕГЭ в практику работы учреждений образования
страны. Отметим, что в 2004 году всего на бюджетной основе в
вузы Башкортостана зачислено 7943 студента. Согласно отчетам девяти
государственных вузов: БГУ, БГПУ, БГАУ, БГМУ, УГНТУ, УГАТУ, УГИС,
Стерлитамакского и Бирского пединститутов, общее число специальностей и
направлений подготовки в них составило более 260. Число специальностей,
на которые зачисление проведено с учетом результатов ЕГЭ, как и в прошлом
году, превышает 50 процентов. Добавим, что с 2005 года ЕГЭ планируется
ввести повсеместно. Выпускники будут сдавать ЕГЭ по двум обязательным и
трем предметам по выбору, а все вузы и ссузы будут принимать эти результаты.
Серьезные испытания ждут в новом учебном году и учреждения начального
профессионального образования республики: финансирование 118 профессиональных
училищ и лицеев с 1 января 2005 года будет передано с федерального
уровня на республиканский. Задача состоит в том, чтобы сохранить
систему профтехобразования республики, не допустить ухудшения
материально-технической базы, сохранить контингент учащихся, талантливые
педагогические коллективы этих учебных заведений.
Одним словом, дел больших и важных в предстоящем учебном году предстоит
сделать немало, и все они направлены на решение главной задачи: сделать
процесс обучения увлекательным и интересным, а знания глубокими и полезными.
Автор: