В воскресенье, 9 мая, иудеи всего мира будут отмечать Лаг
ба-Омер, один из особенных еврейских праздников - печали и
радости. Название праздника состоит из двух слов: лаг и омер (ба
- предлог). Слово "лаг" в ивритском написании состоит из двух
букв - ламед (числовое значение - 30) и гимел (числовое значение - 3)
и обозначает число 33. Слово "омер" связано с порядком
приношений в Храме. Сразу же после первого дня Песаха (дня
освобождения евреев от египетского рабства) в Иерусалимский храм
ежедневно приносили минху (мучное приношение, изготовленное из
свежемолотой ячменной муки). С этого момента начинается отсчет
"дней омера" - по числу дней от Исхода из Египта (праздник
Песах) - до получения Торы (праздник Шавуот - день, когда
Всевышний одарил своей мудростью евреев). Всего их 49.
Семь недель "счета омера" - траурный период. В эти дни во
втором веке нашей эры, во время борьбы евреев против Рима,
разразилась ужасная эпидемия, в которой умерли 24000 учеников
великого мудреца и толкователя Торы, основателя учения "Ават
Исраэль" (что значит "любить ближнего как себя самого") - раби
Акива. Причина проста - ученики раби Акивы не относились друг к
другу с должным уважением. Народ горько оплакивал их гибель, и
с тех пор сложился обычай избегать веселья в эти дни. В день Лаг
ба-Омера эпидемия прекратилась.
Чуть позже в этот день умер знаменитый ученик раби Акивы -
раби Шимон бар Йохай. В день его смерти на небе появилась радуга
(символ Союза с Творцом), чего не было до этого десятки лет. Во
время кончины раби Шимон бар Йохая над телом вознесся видимый
столб огня, и с этого времени появился обычай во время праздника
Лаг ба-Омер разжигать десятки тысяч костров. Многие в этот день
совершают паломничество в Мейрон (в Верхней Галилее) к его
могиле, чтобы там принять участие в традиционной церемонии
разжигания костров.
Особенно радуются этому обычаю дети; они разжигают костры
по всему Израилю, поют песни и веселятся. Согласно обычаю, в
этот день едят сладкие плоды стручкового дерева, которые служили
единственной пищей раби Шимону и его сыну раби Эльазару во время
их 13-летнего пребывания в пещере, где они прятались от римлян.
В последнее время, по инициативе Любавичского ребе
Менахема-Мендла Шнеерсона, по всему миру распространился обычай
устраивать в Лаг ба-Омер детский парад, за которым следует
большая программа развлечений.
Принято в этот день привозить в Мейрон детей, которым
исполнилось три года - возраст, когда детям впервые стригут
волосы. И здесь, на могиле раби Шимона бар-Йохая совершают
церемонию "Халаке" - стригут ребенку волосы, оставляя пряди
волос на висках "пеот".
В 33-й день Омера заканчивается траур, разрешается
устраивать свадьбы, празднества сопровождаются фейерверками и
стрельбой из лука.
В Башкортостане день Лаг бар-Омера в этом году отмечается
в пятый раз. В этом году праздник будет отмечаться на теплоходе,
который отплывет от Монумента Дружбы. Начнется
мероприятие 9 мая в 16.00. В программе празднества - выступление
раввина Дана Кричевского, лотерея, национальная музыка и много
интересного. В этот же день студенческий клуб "Агеуля"
организует праздничные мероприятия для еврейской молодежи - игра
в пейнтбол, шашлыки и море еврейской музыки. Сбор в 18.30 у
Монумента Дружбы.
Сегодня в еврейскую общину Башкортостана входит около 15
тысяч человек, в том числе в Уфе - около 10 тысяч человек.
Автор: Владимир Шакиев