Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.13
+0.02
18+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
25 Июля 2003, 13:25

ДЕВЯТЬ ЛЕТ НАЗАД БЫЛ ПОДПИСАН ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Девять лет назад, 3 августа 1994 года, был подписан Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Это был второй Договор, четко определивший взаимоотношения федерального Центра...

Девять лет назад, 3 августа 1994 года, был подписан Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан". Это был второй Договор, четко определивший взаимоотношения федерального Центра с субъектом Федерации после Договора с Татарстаном, заключенного 15 февраля 1994 года. Двусторонние договоры сыграли большую роль в становлении реальной государственности республик, способствовали установлению баланса сил в отношениях Центра и российских регионов и существенно "разрядили" напряженность в обществе, сохранявшуюся на протяжении ряда постперестроечных лет. Договорный процесс, в который включились со временем многие субъекты Российской Федерации, стал важнейшей составляющей региональной политики Центра, которая в 90-е годы, по оценке российского Президента Владимира Путина, помогла России добиться главного - удержать Федерацию в ее границах. И тем не менее в последнее время Договоры о разграничении полномочий стали объектом усиленной критики со стороны федеральных чинов, а в ряде регионов, идя в ее "русле", поспешили отказаться от своих Договоров с Центром, хотя потенциал этих законодательных актов отнюдь не исчерпан. Поэтому объективная оценка этих документов принципиально важна не только для историков, но и, прежде всего, для действующих политиков, определяющих векторы движения России на перспективу. Именно с этой проблемой: осмыслением места и роли договорных отношений столкнулись члены Конституционного совещания нашей республики в процессе работы над проектом Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан", который был принят Государственным Собранием 3 декабря 2002 года. Константин Толкачев, Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в этой связи отмечает, что рабочие встречи с заместителем руководителя Администрации Президента Российской Федерации Дмитрием Николаевичем Козаком, на которых обсуждались вопросы внесения изменений и дополнений в Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий от 3 августа 1994 года, проходили в сложной, но одновременно деловой и конструктивной обстановке. Представители федерального центра с пониманием отнеслись к предложениям Башкортостана. В текст Конституции Республики Башкортостан внесены изменения, касающиеся в первую очередь основных положений, определяющих конституционно-правовой статус республики. Прежде всего это вопрос суверенитета. В тексте Конституции термин "суверенитет" заменен формулировкой о том, что государственность Республики Башкортостан выражается в обладании ею всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан. Новый федеральный закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ, вступивший в силу в начале июля текущего года, определил и суть договорных отношений между центром и регионами. Договоры заключаются в тех случаях, когда географическое положение, исторический путь, который прошел субъект Российской Федерации, предопределяет необходимость предоставления каких-то дополнительных функций, дополнительной степени свободы органам государственной власти этого субъекта. Договор, подписанный 3 августа 1994 года, наделил нашу республику широкими полномочиями. Согласно статье 3 Договора к ведению Башкортостана отнесены 17 важнейших областей экономики, государственного и политического устройства, среди них: самостоятельный бюджет, законодательство, исполнительные и правоохранительные органы, социально-экономические программы и т.д. В то же время общие рамочные условия развития республики определяются федеральными законами и нормами в соответствии со статьей 5 Договора. Статья 2 фиксирует, что отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются прежде всего федеральной и республиканской Конституциями, а также Федеративным договором. Двусторонний договор содержит и положение о согласовании конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан. В нем предусмотрено, что возможные противоречия и расхождения в этой сфере должны решаться путем использования согласительных процедур и переговоров.
Договорное разграничение компетенции федеральных и региональных органов власти позволило более эффективно управлять развитием республики, сочетая государственное регулирование с рыночными механизмами. В результате Башкортостан получил возможность реализовать собственный вариант реформирования, наиболее соответствующий его традициям и интересам. Республика взяла на себя те полномочия, а значит и ту долю ответственности, которые соответствуют ее потенциалу. И конкретные результаты показывают, что эта ноша - "по плечу".
Сегодня Башкортостан - политически стабильный и экономически сильный регион, развивающийся на базе собственных ресурсов. Республика самостоятельно решает свои проблемы и полностью выполняет свои обязательства перед Федерацией. И Договор стал действенным рычагом позитивного развития республики. Автор: Надежда Фартыгина
Читайте нас: