Всероссийское совещание, посвященное реализации Концепции государственной
национальной политики, недавно прошедшее в Москве, снова сфокусировало
внимание на состоянии межнациональных отношений в стране. Сегодня это
состояние не без ехидства называют "обострением дружбы народов". Для
государства, в котором живут более 170 больших и малых (по численности!)
народов, такой уровень межнациональных отношений
нормальным не назовешь. При этом Россия - не только многонациональная,
но и многоконфессиональная держава, где исторически рядом проживали
и проживают православные, мусульмане, католики, буддисты, иудеи - всего
на сегодня на территории страны действует свыше 70 религиозных направлений.
Нынешнее обострение этнических проблем специалисты объясняют потрясениями
и последствиями, вызванными распадом СССР, и крутыми изменениями в жизни
нашего общества в последнее десятилетие. Падение уровня жизни большинства
россиян, конкуренция на рынке труда и в сфере бизнеса, разложение прежней
системы идеологических и нравственных ценностей часто субъективно
переносятся на национальную почву, вызывая на бытовом уровне раздражение,
отвлекающее внимание от чисто экономических корней наших пертурбаций
и переводящее стрелки уже в сферу межнациональных отношений. Понятно,
что в такой ситуации взвешенная, учитывающая специфику каждого региона,
национальная политика становится не только приоритетной для государства,
а по существу условием его существования и выживания. Доказывать это
никому и не надо. Но парадокс заключается в том, что в реальности
федеральной национальной политики просто нет! Есть декларации, "заявления
о намерениях", именно так можно расценивать те федеральные правовые
документы, которые определяют стратегический курс в этой области.
Еще в 1996 году приняты Концепция государственной национальной политики
Российской Федерации и Закон "О национально-культурной автономии".
По мнению специалистов, сегодня они требуют существенных изменений.
А закон "Об основах государственной политики Российской Федерации",
о котором столько говорится, до сих пор не разработан.
Роспуск министерства по делам федерации и национальной политики
участники совещания в Москве оценили как своего рода свидетельство
кризиса власти в понимании национальных проблем. Сегодня 21 министерство
и ведомство в той или иной мере ведают вопросами национальной политики,
а реально ею никто не занимается. Министр "без портфеля" Владимир
Зорин, курирующий национальную политику, в свое время доказывал, что
его статус даже выше, чем обычного министра, поскольку он держит многие
"бразды" в своих руках, а толку-то? Министерство ликвидировали в 2001 году,
что изменилось в лучшую сторону в сложной сфере межнациональных отношений
за это время? Совет Федерации после вытеснения из него руководителей
субъектов Федерации по сути перестал быть палатой регионов. Поэтому
сегодня все настойчивее говорят о необходимости создания новых механизмов
для "гармонизации" (до чего же дипломатичный термин
для расхлебывания того, что наворотили в этой сфере) межнациональных
отношений. Одним из них могла бы стать Палата национальностей. Активным
сторонником ее возрождения (нелишне напомнить, что в советские времена
такая палата была в составе высшего законодательного органа власти страны -
Верховного Совета) является заместитель Председателя Совета Федерации
Александр Торшин. По его мнению, Палата национальностей должна работать
на государственно-общественной основе, например, как совет при Президенте РФ,
который будет определять стратегию национальной политики. Сейчас же по существу
этим целенеправленно и систематично никто не занимается.
Наконец спохватились, что дружба и уважение не вводятся указами, а
воспитываются, и интернационализм, который отбросили как "жупел
социализма", в нашем многонациональном государстве - важнейшая составляющая
той национальной идеи, которую мы все не можем найти и сформулировать.
Поэтому сегодня снова говорят о необходимости интернационального воспитания,
прежде всего, в сфере образования, через всевозможные общественные
организации и, конечно, используя средства массовой информации. В своем докладе
на совещании в Москве Владимир Зорин рассказал о том, какая программа должна
осуществляться для гармонизации межнациональных отношений - от помощи
и организации хаджей и паломничеств до содействия вынужденным переселенцам,
восстановления Чечни, финансирования культурно-образовательных программ
для энических меньшинств и т.д. В общем программа - "обо всем... и ни о чем".
Потому что "до кучи" собраны самые разноплановые и разнозатратные проблемы.
Решение только одной из них, ее можно обозначить одним словом - Чечня,
это такой гордиев узел, который разрубить министру "без портфеля" не по силам,
но обозначить, озвучить, конечно, вполне. Вот и озвучивает. И, кстати,
по его мнению, высказанному, по сообщениям прессы, на совещании, за последние
годы ситуация в межнациональных отношениях улучшилась, а
государство явно усиливает свою национальную политику - в качестве наглядного
примера он привел такие факты: в России ведется радиовещание
на 56, а телевещание - на 69 языках народов страны; в два раза больше - с 40
до 80 - национальных языков теперь изучают школьники. Это замечательно,
но ведь решаются эти вопросы регионами. Например, в многонациональном
Башкортостане, газеты и журналы издаются на восьми языках, в школах
изучаются 15 родных языков. Что, это результат каких-то усилий сверху?
В том-то и дело - на региональном уровне декларациями не отделаешься.
У нас в республике проживают представители более 100 национальностей,
традиции добрососедства и взаимного уважения, характерные
для региона, создаются не одним днем, столетиями, но ведь их надо
поддерживать. Как показывает ситуация в стране, если этим заниматься не
постоянно, а от случая к случаю, как это делается на федеральном
уровне, получается то, что мы имеем в Чечне, да и в ряде других регионов.
Не случайно ведь нынешнее состояние межнациональных отношений
в стране специалисты в этой сфере оценивают словом "беда". Неужели нужны еще
более веские проявления ухудшения обстановки, чтобы федеральные власти
прозрели и сфокусировали свое "внимание" не на выстраивании вертикалей и
горизонталей, а на этом направлении.
Автор: Марина Шумилова