Новости Башкортостана и Уфы
92.13
-0.37
98.71
-0.2
87.8
-0.1
9+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
7 Мая 2003, 16:55

СИТУАЦИЯ ДИКТУЕТ СОЗДАНИЕ НОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРАНЕ

Всероссийское совещание, посвященное реализации Концепции государственной национальной политики, недавно прошедшее в Москве, снова сфокусировало внимание на состоянии межнациональных отношений в стране. Сегодня это состояние не без ехидства называют "обострением дружбы народов". Для государства, в котором живут более 170 больших и малых (по численн...

Всероссийское совещание, посвященное реализации Концепции государственной национальной политики, недавно прошедшее в Москве, снова сфокусировало внимание на состоянии межнациональных отношений в стране. Сегодня это состояние не без ехидства называют "обострением дружбы народов". Для государства, в котором живут более 170 больших и малых (по численности!) народов, такой уровень межнациональных отношений нормальным не назовешь. При этом Россия - не только многонациональная, но и многоконфессиональная держава, где исторически рядом проживали и проживают православные, мусульмане, католики, буддисты, иудеи - всего на сегодня на территории страны действует свыше 70 религиозных направлений.
Нынешнее обострение этнических проблем специалисты объясняют потрясениями и последствиями, вызванными распадом СССР, и крутыми изменениями в жизни нашего общества в последнее десятилетие. Падение уровня жизни большинства россиян, конкуренция на рынке труда и в сфере бизнеса, разложение прежней системы идеологических и нравственных ценностей часто субъективно переносятся на национальную почву, вызывая на бытовом уровне раздражение, отвлекающее внимание от чисто экономических корней наших пертурбаций и переводящее стрелки уже в сферу межнациональных отношений. Понятно, что в такой ситуации взвешенная, учитывающая специфику каждого региона, национальная политика становится не только приоритетной для государства, а по существу условием его существования и выживания. Доказывать это никому и не надо. Но парадокс заключается в том, что в реальности федеральной национальной политики просто нет! Есть декларации, "заявления о намерениях", именно так можно расценивать те федеральные правовые документы, которые определяют стратегический курс в этой области. Еще в 1996 году приняты Концепция государственной национальной политики Российской Федерации и Закон "О национально-культурной автономии". По мнению специалистов, сегодня они требуют существенных изменений. А закон "Об основах государственной политики Российской Федерации", о котором столько говорится, до сих пор не разработан. Роспуск министерства по делам федерации и национальной политики участники совещания в Москве оценили как своего рода свидетельство кризиса власти в понимании национальных проблем. Сегодня 21 министерство и ведомство в той или иной мере ведают вопросами национальной политики, а реально ею никто не занимается. Министр "без портфеля" Владимир Зорин, курирующий национальную политику, в свое время доказывал, что его статус даже выше, чем обычного министра, поскольку он держит многие "бразды" в своих руках, а толку-то? Министерство ликвидировали в 2001 году, что изменилось в лучшую сторону в сложной сфере межнациональных отношений за это время? Совет Федерации после вытеснения из него руководителей субъектов Федерации по сути перестал быть палатой регионов. Поэтому сегодня все настойчивее говорят о необходимости создания новых механизмов для "гармонизации" (до чего же дипломатичный термин для расхлебывания того, что наворотили в этой сфере) межнациональных отношений. Одним из них могла бы стать Палата национальностей. Активным сторонником ее возрождения (нелишне напомнить, что в советские времена такая палата была в составе высшего законодательного органа власти страны - Верховного Совета) является заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. По его мнению, Палата национальностей должна работать на государственно-общественной основе, например, как совет при Президенте РФ, который будет определять стратегию национальной политики. Сейчас же по существу этим целенеправленно и систематично никто не занимается.
Наконец спохватились, что дружба и уважение не вводятся указами, а воспитываются, и интернационализм, который отбросили как "жупел социализма", в нашем многонациональном государстве - важнейшая составляющая той национальной идеи, которую мы все не можем найти и сформулировать. Поэтому сегодня снова говорят о необходимости интернационального воспитания, прежде всего, в сфере образования, через всевозможные общественные организации и, конечно, используя средства массовой информации. В своем докладе на совещании в Москве Владимир Зорин рассказал о том, какая программа должна осуществляться для гармонизации межнациональных отношений - от помощи и организации хаджей и паломничеств до содействия вынужденным переселенцам, восстановления Чечни, финансирования культурно-образовательных программ для энических меньшинств и т.д. В общем программа - "обо всем... и ни о чем". Потому что "до кучи" собраны самые разноплановые и разнозатратные проблемы. Решение только одной из них, ее можно обозначить одним словом - Чечня, это такой гордиев узел, который разрубить министру "без портфеля" не по силам, но обозначить, озвучить, конечно, вполне. Вот и озвучивает. И, кстати, по его мнению, высказанному, по сообщениям прессы, на совещании, за последние годы ситуация в межнациональных отношениях улучшилась, а государство явно усиливает свою национальную политику - в качестве наглядного примера он привел такие факты: в России ведется радиовещание на 56, а телевещание - на 69 языках народов страны; в два раза больше - с 40 до 80 - национальных языков теперь изучают школьники. Это замечательно, но ведь решаются эти вопросы регионами. Например, в многонациональном Башкортостане, газеты и журналы издаются на восьми языках, в школах изучаются 15 родных языков. Что, это результат каких-то усилий сверху? В том-то и дело - на региональном уровне декларациями не отделаешься. У нас в республике проживают представители более 100 национальностей, традиции добрососедства и взаимного уважения, характерные для региона, создаются не одним днем, столетиями, но ведь их надо поддерживать. Как показывает ситуация в стране, если этим заниматься не постоянно, а от случая к случаю, как это делается на федеральном уровне, получается то, что мы имеем в Чечне, да и в ряде других регионов. Не случайно ведь нынешнее состояние межнациональных отношений в стране специалисты в этой сфере оценивают словом "беда". Неужели нужны еще более веские проявления ухудшения обстановки, чтобы федеральные власти прозрели и сфокусировали свое "внимание" не на выстраивании вертикалей и горизонталей, а на этом направлении. Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: