Новости Башкортостана и Уфы
93.25
-0.19
99.36
-0.21
87.47
+0.18
21+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
18 Февраля 2003, 15:35

РАСПРЕДЕЛИТЬ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ МЕЖДУ РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ГОСВЛАСТИ НЕЛЬЗЯ БЕЗ НОРМАЛИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В конце прошлого года и начале нынешнего начался новый виток дискуссий о состоянии и перспективах федеративной реформы в России. Она была "запущена" в 2000 году и, видимо, будет продолжаться достаточно долго. Потому что включает в себя целый комплекс проблем, разрешить которые с наскока явно не удается. Федерализм, даже в таком усеченном...

В конце прошлого года и начале нынешнего начался новый виток дискуссий о состоянии и перспективах федеративной реформы в России. Она была "запущена" в 2000 году и, видимо, будет продолжаться достаточно долго. Потому что включает в себя целый комплекс проблем, разрешить которые с наскока явно не удается. Федерализм, даже в таком усеченном виде, как сегодня, содержит больший потенциал для развития страны, чем любой самый мягкий вариант унитаризации страны. Но опыт двух лет реформирования федеративных отношений показывает, что федеральные власти достаточно односторонне понимают схему и направление этого реформирования как процесс с односторонним движением. Во всяком случае, несмотря на всевозможные совещания и встречи с представителями регионов, о которых сообщает пресса, настоящего взаимодействия, дающего практические результаты, нет.
Сейчас федеративная реформа застряла на одном из самых сложных вопросов - разграничении полномочий разных уровней власти, чем уже почти год занимается комиссия под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака. Законопроекты, переданные ею в Госдуму, показывают, что вопрос о распределении доходов и расходных обязательств между разными уровнями государственной власти - один из самых запутанных в российском государственном управлении. Последние годы федеральный Центр ведет последовательное наступление на финансовые права регионов под предлогом сдерживания "регионального эгоизма и сепаратизма". Отнюдь не принимая во внимание то, что экономическая активность региона, его стремление к самостоятельной хозяйственной деятельности двигает экономическое развитие не только отдельно взятой территории, но и России в целом. Именно в регионах формируется экономическая база страны: ведь здесь расположена основная часть промышленных предприятий - основа промышленного потенциала государства.
По данным Минфина РФ, за 1998-2002 годы доля региональных и местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета сократилась с 52,3 до 36,8 процента. К тому же даже те деньги, которые предназначались местным властям, федеральная власть предпочитала собирать у налогоплательщиков самостоятельно и лишь затем перечислять в регионы. В результате такой политики более 80 процентов налоговых доходов территориальных бюджетов стало формироваться за счет отчислений от федеральных налогов. И еще федеральная власть во многих случаях предписывает регионам, как и на что им тратить свои средства. Сегодня четвертая часть всех расходов субъектов Федерации финансируется за счет помощи сверху. Понятно, что доля федеральной помощи разным регионам различна, поскольку цель федеральных субсидий - перераспределение денег от богатых регионов к бедным. По сути такое финансовое регулирование становится наиболее действенным рычагом, цементирующим наше федеративное государство. И Центр пользуется им на полную катушку - такое финансовое убеждение и финансовое подчинение не требуют дополнительных усилий морального свойства и затрат энергии. Особенно это ощущают в последнее время регионы-доноры, в числе которых и Башкортостан. Еще четыре года назад их было двенадцать. Эти двенадцать субъектов Российской Федерации формировали две трети доходов федерального бюджета. В результате откровенного перетягивания финансового каната в пользу Центра, теперь у них остается меньше 40 процентов налоговых сборов (это при условии, что Бюджетный кодекс определяет долевое соотношение 50 на 50). Поэтому число регионов-доноров все сокращается. Сегодня их осталось всего семь-восемь. И тем не менее стратегическая линия Центра остается неизменной. Сейчас подготовлена еще одна мина замедленного действия: российское Министерство природных ресурсов, пользуясь правом выдачи лицензий на месторождения, начало наступление на региональные компании, занимающиеся разработкой сырьевых запасов. Можно предположить, как это скажется на их экономическом развитии. Вроде бы теоретически понятно, что нельзя добиться интенсивного экономического развития государства, подрывая региональную экономику. Но на практике у нас действуют другие принципы. И нынешние межбюджетные отношения это наглядно демонстрируют. Не с их ли нормального выстраивания, - то есть учитывающего в равной степени региональные и общефедеральные интересы, надо выяснять запутанный вопрос о распределении доходов и расходов в стране? Автор: Марина Шумилова
Читайте нас: