В рамках "Тольяттинского диалога" прошел
семинар на тему "Об обязательном медицинском
страховании в РФ". Организовало его Министерство
экономического развития и торговли РФ. Вел
семинар заместитель руководителя Департамента
сферы услуг Минэкономразвития России Василий
Донин.
Василий Михайлович начал работу семинара с
освещения проблем здравоохранения в РФ. И главной
проблемой, безусловно, являеся финансирование.
Медицина у нас, как известно, страховая.
Следовательно, схема финансовых потоков в
структуре обязательного медицинского страхования
состоит из двух источников: средств работодателей
на работающее население и государственного
бюджета на неработающее население (детей,
пенсионеров и т.д.).
Разработана базовая программа обязательного
медицинского страхования, на финансирование
которой требуется 146 миллиардов рублей. Из них
89,3 миллиарда рублей - из госбюджета, а 56,7 - из
средств работодателей. Фактически же
эта
программа профинансирована не полностью, и дефицит
средств составляет кругленькую сумму в несколько
десятков миллиардов рублей. Одна из причин -
неисполнение обязательств по уплате страховых
взносов в фонды ОМС, а следствие - снижение
доступности и качества медицинской помощи. К
сожалению, доля расходов на здравоохранение,
покрываемая из бюджета, постоянно снижается.
Получается, что структура
расходов
на
здравоохранение сегодня состоит в значительной
степени из собственных средств граждан. Таким
образом, медицинская помощь ложится тяжким
бременем на доходы семьи.
Как отметил Василий Донин, необходима
модернизация системы здравоохранения, которая
также требует значительных ресурсных вложений.
Для преодоления этих трудностей Департамент сферы
услуг Минэкономразвития подготовил законопроект
"Об обязательном медицинском страховании в
Российской Федерации". Цель нового правового
документа - обеспечение
сбалансированности
финансирования
обязательного
медицинского
страхования.
Задачи, на решение которых направлен данный
законопроект, таковы: обеспечить финансовую
устойчивость
обязательного
медицинского
страхования, закрепить и
совершенствовать
правовые основы его действия, четко разграничить
полномочия субъектов ОМС.
Какие же механизмы предлагают использовать
для решения этих задач разработчики документа?
Во-первых, это увеличение ставки
единого
социального налога до 4,1 процента. Во-вторых,
централизация части средств единого социального
налога в федеральном фонде ОМС. И, в-третьих,
заключение трехстороннего соглашения
между
федеральным фондом ОМС, территориальным ФОМС и
органами исполнительной власти на местах.
В конечном итоге, как отметил Василий Донин,
"мы сможем обеспечить реализацию
базовой
программы ОМС в полном объеме. Полученных средств
хватит также и на оптимизацию сети медицинских
организаций, и
на
повышение
качества
предоставляемой медпомощи, и на расширение
базовой программы ОМС". Если этот законопроект
будет принят, возможным станет переход к
единому страховому принципу
финансирования
медицинских услуг, уверяют разработчики.
Главное отличие нового законопроекта состоит
в том, что в нем подробно прописаны права и
обязанности субъектов ОМС. В частности, согласно
этому законопроекту, граждане могут выбирать не
только лечебное учреждение, но и страховую
медицинскую организацию.
В этом же документе закреплена обязанность
федерального
фонда
ОМС
осуществлять
персонифицированный учет граждан, застрахованных
в системе ОМС. Одно из положений законопроекта
закрепляет единую форму полиса, действительную на
всей территории Российской Федерации. Тарифы на
медицинские услуги в системе ОМС, говорится в
документе, устанавливает правительство РФ, а
медицинские организации законопроект обязывает
работать только в пределах установленных тарифов.
Этот законопроект призван расширить права
граждан и дисциплинировать субъекты системы
медстрахования. Благодаря ему, система будет
более стабильно функционировать. Если же закон не
будет принят, объем финансирования
через
несколько лет отстанет от потребностей системы, и
она не выдержит такого финансового дисбаланса.
Достаточно связная речь докладчика была
прервана шквалом вопросов, но уже не теоретиков,
а практиков. Ставилась под сомнение необходимость
заключения трехстороннего соглашения.
Была
высказана позиция, что одна из сторон, которая
должна участвовать в соглашении, -
это
Министерство финансов РФ. Не совсем ясно, как
побудить субъекты федерации к заключению этих
соглашений, какую выгоду будут иметь региональные
фонды ОМС при перераспределении средств ЕСН. В
ходе обсуждения была затронута важная проблема
воспитания у потребителей системы ОМС, граждан,
позиции ответственности за свое здоровье.
Председатель Самарского фонда ОМС заявил, что
закон должен
предусматривать
отсутствие
дискриминации отдельных видов медицинской помощи.
"Дорогостой"
(так
называют
медицинские
страховщики дорогостоящие виды лечебной помощи)
должен определяться на федеральном уровне так же,
как и социально значимые виды помощи, но они не
предусматриваются. Задача закона - провоцировать
сокращение дорогостоящей стационарной помощи. Как
указал глава СФОМС, потребность в ней невелика, и
новый механизм финансирования приведет к оплате
за конкретно оказанные услуги.
Безусловно,
потребности
системы
здравоохранения постоянно растут, новые механизмы
финансирования ОМС, предложенные в законе, не
смогут решить проблемы только за
счет
перераспределения средств ЕСН. Сегодня необходимы
новые технологии
распределения
ресурса,
основанные на принципе социального партнерства,
при которых будут найдены принципиально иные
источники финансирования и изменены подходы к уже
существующим. Такие системы
распределения
ресурсов смогут возникнуть только на основе
равноправного и заинтересованного диалога всех
сторон - фондов ОМС, населения, власти на местах.
Необходимость организации такого взаимодействия
сегодня налицо.
После бурного обсуждения стало ясно, что
документ нуждается в тщательной доработке. Все
предложения специалистов будут учтены, пообещал
Василий Донин.
Автор: Елена Макушина