Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Происшествия
27 Февраля 2014, 12:04

Военные следователи советуют сбежавшим контрактникам сдаться добровольно

Среди преступлений, совершаемых военнослужащими, лидирует самовольное оставление контрактниками воинских частей. Об этом рассказал агентству «Башинформ» заместитель руководителя военного следственного отдела СКР по Уфимскому гарнизону Евгений Ортиков. В ведомстве проанализировали итоги 2013 года: отдел окончил производство по 106 уголовным делам, 84 из которых были направлены в суд. Возбуждено 92 уголовных дела, что стало итогом проверок 376 сообщений о преступлениях.
То, что из частей бегут именно контрактники, на первый взгляд кажется удивительным: ведь эти люди устроились на службу добровольно, более того, за их плечами уже есть армейский опыт. Следователи объясняют этот парадокс тем, что молодых людей (чаще всего жителей села) привлекает высокая зарплата, но когда многие из них разочаровываются в службе, далеко не все проходят до конца сложную процедуру увольнения. Они не осознают все последствия того, что просто «бросить на стол заявление и уехать» - значит совершить уголовное преступление. Причем непонимание этого не является смягчающим обстоятельством: прежде чем заступить на воинскую службу, контрактник дает соответствующие расписки о том, что он предупрежден об ответственности.
Таких «беглецов» находят по месту жительства, после чего гарнизонный суд привлекает их к уголовной ответственности. Причем в их собственных интересах, чтобы полиция задержала их как можно раньше: срок нахождения вне воинской части учитывается при вынесении приговора. Например, если этот срок составляет от 10 дней до месяца, то это одна часть статьи УК, а если от месяца и дольше - то другая, с уже более жестким наказанием (до пяти лет лишения свободы вместо трех).
Евгений Ортиков особо подчеркнул, что на тех военнослужащих по контракту, кто когда-то участвовал в контртеррористических операциях, а теперь самовольно оставил часть, распространяется амнистия к 20-летию российской Конституции. Такие люди есть, и они до сих пор в розыске (всего на сегодняшний день ВСО по Уфимскому гарнизону разыскивает 33 человек). Но амнистировать их можно, только если они сдадутся властям: «заочно» провести эту процедуру нельзя. Уже в июне действие закона об амнистии прекратится, и тогда этих лиц будут судить на общих основаниях. «Пробегать» вечно все равно не удастся, поскольку такое преступление считается «длящимся» и срока давности не имеет.
Следователи говорят, что оставление воинских частей военнослужащими по призыву, напротив, стало редкостью: в 2013 году это были единичные случаи, по каждому из которых проводилась проверка на предмет выявления фактов неуставных отношений. Евгений Ортиков считает, что с нынешним развитием коммуникаций скрыть такие факты почти невозможно: у солдат есть доступ к мобильным телефонам, интернету. В качестве примера он привел случай, когда прапорщик, избивший рядового, запер того в пустой казарме (почти вся часть уехала на учения) и освободил от построений, чтобы никто не увидел следы побоев. Рядовой сфотографировал свое лицо на телефон и разослал знакомым с помощью MMS. Вскоре в часть уже прибыли следователи.
Также в 2013 году ВСО по Уфимскому гарнизону выявил случаи мошенничества с командировочными расходами, взяточничества в военкоматах, а также преступления, связанные с покупкой наркотиков. Что характерно, все случаи, связанные с наркотиками, зафиксированы в одной воинской части.
Напомним, что по итогам 2012 года ВСО по Уфимскому гарнизону был признан лучшим отделом военного следствия в России. Итоги по показателям 2013 года еще подводятся в Главном военном следственном управлении в Москве.
Читайте нас: