Новости Башкортостана и Уфы
78.64
+1.28
88.93
+1.34
89.59
+1.39
-10 °C
Снег
Коронавирус
Все новости
Экономика
7 Декабря 2010, 17:58

В Уфе обсудили перспективы будущей технологической модели экономического развития страны

Во вторник на базе Уфимской государственной академии экономики и сервиса состоялась региональная сессия годовой конференции Новой экономической ассоциации на тему «Образование и наука как основа модернизации социально экономического развития региона».
В сессии приняли участие гости, видные российские ученые: член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики РАН из Москвы Дмитрий Сорокин; член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН из Новосибирска Виктор Суслов; доктор экономических наук, профессор Казанского государственного университета, генеральный директор автономной некоммерческой организации «Татарская академия управления инновационной экономикой» Ильдар Аблаев и другие.
Приветствуя участников и гостей сессии, ректор УГАЭС Александр Дегтярев сказал, что региональные сессии годовой конференции проходят географически от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. В них участвуют 30 докторов наук. По итогам издается сборник научных статей объемом 102 печатных листа. Итоговая годовая конференция Новой экономической ассоциации состоится в двадцатых числах декабря в Москве.
- Впервые ученые-экономисты страны объединились в единую организацию, несмотря на различие научных школ, взглядов и мировоззрения, - отметил Александр Дегтярев.
Подробный обзор состояния образовательной сферы в республике сделала Елена Козлова, заместитель министра образования РБ. Она особо остановилась на развитии профессионального образования в Башкирии, где наблюдается дефицит рабочих рук при переизбытке специалистов с высшим образованием.
- Наблюдается явный дисбаланс рынка труда и образовательных услуг, - сообщила Елена Козлова. - 80 процентов потребности рынка труда составляют рабочие руки. А наша система образования вместо рабочих рук поставляет специалистов с высшим образованием, которые заранее обречены или на безработицу, или на работу не по специальности. Система профессионального образования имеет догоняющий характер по отношению к развитию рынка труда. С целью ликвидации этого дисбаланса была принята республиканская концепция развития профессионального образования.
Елена Козлова подчеркнула также важность образования и науки в социально-экономическом развитии страны и сделала акцент на концепции кластерной стратегии.
Алесандр Дегтярев в своем выступлении заострил внимание на так называемых кверти-эффектах – неэффективных, но устойчивых стандартах экономического развития.
По мнению ректора УГАЭС, наша страна дошла до критической точки перелома в развитии образования, когда вузы столкнулись с новыми требованиями рыночной экономики и порой в ущерб своим профильным доминантам стали развивать сиюминутные рыночные направления образования.
Ректор УГАЭС, который является соучредителем Новой экономической ассоциации, сообщил также, что на повестке дня – создание Высшей школы экономики и Высшей школы предпринимательства РБ.
- Наука и образование – основа для модернизации, - высказал свое мнение Дмитрий Сорокин. - И если переход к четвертому экономическому укладу был возможен без опоры на науку, благодаря изобретению парового двигателя самородками из народа, то переход к пятому и шестому экономическому укладу без опоры на фундаментальную науку невозможен, - считает ученый.
- Создание атомного реактора, информационных, нано- и биотехнологий без фундаментальной науки и современного образования невозможны, - заявил Дмитрий Сорокин. И привел историческую справку: в 1926 году в голодной, нищей России начал издаваться журнал «Знание - сила», который тиражировался в количестве 700 тысяч экземпляров. Журнал был доступен всем желающим. Сегодня тираж этого журнала составляет всего девять тысяч. Советские мальчишки зачитывались также журналом «Юный техник», мастерили модели радиостанций и самолетов по чертежам этого журнала. Так рождалось стремление и желание учиться, изобретать что-то новое, это, по сути, и было инновационным развитием страны в то время. Необходимо возродить подобную традицию издания познавательных детских и юношеских журналов, для того чтобы пробудить у детей и юношества желание учиться, получать образование, - считает Дмитрий Сорокин.
- И не надо бесконечно жаловаться на правительство, которое не выделяет достаточных средств на образование и науку, нам просто не хватает лидеров, пассионариев, которые двигали бы прогресс, - такую точку зрения высказал московский ученый.
Виктор Суслов рассказал о форсайте - методе прогнозирования экономического развития, который помогает просмотреть перспективы на двадцать лет вперед, учитывая и прошлые тенденции.
- Мы должны сами производить инновационные технологии, - считает сибирский ученый, - а это предполагает развитие науки и высшей школы знаний. Пока ко всему новому есть явное отторжение как со стороны науки, так и со стороны бизнеса, где важнее всего прибыль.
- И все-таки, хотя Россия традиционно является страной догоняющей, у нее есть потенциал занять свои 10 процентов в шестом технологическом укладе за счет развитого авиастроения, ядерной энергетики, ракетно-космической системы и отдельных сегментов нано- и биотехнологий, - на такой оптимистической ноте закончил свое выступление Виктор Суслов.
Интересным и ярким было сообщение Ильдара Аблаева, который рассказал о созданной заново в Татарстане системе бизнес-образования.
- В Татарстане активно внедряется европейская система образования, талантливая молодежь отправляется на обучение в развитые европейские и американские центры образования, - сообщил казанский ученый.
Шестой экономический уклад, по мнению Ильдара Аблаева, - это «умные» технологии: «умные» дома, «умная» одежда, «умная» энергетика.
Такие инновационные технологии в России имеют точечный характер, а должны стать непрерывным процессом,- считает казанский ученый.
Ильдар Аблаев призвал талантливую, креативную молодежь УГАЭС, которая присутствовала на сессии, помочь перейти научным открытиям и изобретениям в сторону коммерциализации и тиражирования, то есть внедрять их в жизнь.