Воспитание в высшей школе представляет собой специальную работу сотрудников вуза, направленную на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных получаемым образованием.
Проблемы, связанные с воспитанием, в том числе и антинаркотическим, можно представить следующим образом:
– кризис ценностей и целей – утрачено представление об идеальной модели человека;
– кризис мировоззрения – обострение вопросов об отношениях человека и общества, смысла человеческой жизни;
– кризис теории воспитания – невозможность объяснения и упорядочения многообразия педагогических фактов и образовательных концепций;
– кризис компетентности воспитателей – отсутствие профессиональных воспитателей и системы их подготовки;
– кризис инфраструктуры воспитания – недостаточное финансирование воспитательной работы, ее материально-технической базы и др.
В сложившейся ситуации, целесообразным, на наш взгляд, является внедрение антинаркотического мониторинга воспитания как постоянно функционирующей процедуры отслеживания состояния профилактической деятельности образовательных учреждений.
Мониторинг, в широком значении, представляет собой систему, состоящую из четырех элементов:
– изучение состояния антинаркотического воспитания путем непосредственного наблюдения за ним:
– оценка состояния антинаркотического воспитания;
– прогноз развития антинаркотического воспитания;
– выработка предложений мер (планирование) по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Антинаркотическую воспитательную деятельность образовательного учреждения возможно, на наш взгляд, оценивать по двум критериям:
– наличие в образовательном учреждении условий для профилактической работы;
– организация антинаркотической воспитательной работы.
В качестве тенденций развития мониторинга антинаркотического воспитания целесообразно выделить следующие:
– создание теории мониторинга в зависимости от содержательной направленности – социального (социологического), социально-педагогического, педагогического и др.
– поиск объективных и реально измеряемых показателей, снижение доли диагностических процедур на основе субъективных мнений.