65 лет назад, в ночь с 8 на 9 мая, в предместье Берлина Карлсхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Этому событию предшествовало взятие Берлина, самоубийство Гитлера и назначение главнокомандующего военно-морских сил гросс-адмирала Карла Деница президентом Германской империи и военным министром. Сознавая, что Германия уже не имеет сил для борьбы, Дениц дал указание, чтобы все немецкие армии повсеместно сдавались, но только… западным союзникам СССР.
Сама по себе такая ориентировка уже достаточно точно определяет тот «вклад», который внесли наши союзники в победу над Германией и ее союзниками во Второй мировой войне. Протянув два года с открытием второго фронта, что обошлось Советскому Союзу в несколько миллионов человеческих жизней, США и Великобритания заспешили, когда война приблизилась к финалу, а точнее – вступили в войну 6 июня 1944 года, чтобы трофеи победителя не достались одному СССР.
По такой же схеме действовали они и дальше, неожиданно сев 7 мая в Реймсе (Франция) за стол переговоров с Деницем, представитель которого в тот же день подписал «акт о капитуляции Германии». Это означало, что, провоевав почти четыре года с СССР, Германия капитулировала перед США и Великобританией, с которыми воевала менее года. Правда, чтобы придать этой сделке видимость законности, опираясь на которую западные историки ныне и приписывают победу во Второй мировой англо-американцам, главнокомандующий войсками союзников Дуайт Эйзенхауэр пригласил на подписание акта начальника советской военной миссии в Париже генерал-майора Ивана Суслопарова.
Эйзенхауэр сообщил, что он потребовал от представителя Германии капитуляции и попросил Суслопарова сообщить в Москву текст акта, получить одобрение и подписать его от имени Советского Союза. При этом он сообщил уже назначенное время подписания документа, к которому, естественно, Суслопаров не успел бы получить ответа из Москвы. Не имеющий полномочий генерал на свой страх и риск принял решение расписаться на документе. Обеспечивая возможность для Советского правительства повлиять в случае необходимости на последующий ход событий, он сделал примечание к документу, где указал, что данный протокол о военной капитуляции не исключает в дальнейшем подписания иного, более совершенного акта о капитуляции Германии, если о том заявит какое-либо союзное правительство. Эйзенхауэр и представители других держав при его штабе с примечанием Ивана Суслопарова согласились.
Таким образом, по версии, которая полюбилась сторонникам решающего вклада в победу союзников, Германия капитулировала 7 мая 1945 года в 2 часа 41 минуту. От имени союзников акт о капитуляции подписали американский генерал-лейтенант Уолтер Беделл Смит, за СССР – генерал Иван Суслопаров и за Францию – генерал Франсуа Севез. От Германии его подписали Альфред Йодль и Ганс фон Фридебург.
Также вполне естественно, что в пришедшей из Москвы директиве Суслопарову было дано указание никаких документов не подписывать. Верховный Главнокомандующий Сталин на совещании по этому вопросу в Генштабе отметил, что «союзники организовали одностороннее соглашение с правительством Деница. Такое соглашение больше похоже на нехороший сговор. Кроме генерала И.Суслопарова, никто из государственных лиц СССР в Реймсе не присутствовал. Выходит, что перед нашей страной капитуляции не происходит…».
По воспоминаниям маршала Георгия Жукова, позвонивший ему в Берлин Сталин сказал: «Сегодня в городе Реймсе немцы подписали акт безоговорочной капитуляции. Главную тяжесть войны на своих плечах вынес советский народ, а не союзники, поэтому капитуляция должна быть подписана перед Верховным командованием всех стран антигитлеровской коалиции, а не только перед Верховным командованием союзных войск. Мы договорились с союзниками считать подписание акта в Реймсе предварительным протоколом капитуляции. Завтра в Берлин прибудут представители немецкого главного командования и представители Верховного командования союзных войск. Представителем Верховного Главнокомандования советских войск назначаетесь вы».
Премьер-министру Великобритании Черчиллю и президенту США Трумэну Сталин направил послания, в которых сообщил, что «У Верховного Командования Красной Армии нет уверенности, что приказ главного германского командования о безоговорочной капитуляции будет выполнен немецкими войсками на восточном фронте. Поэтому мы опасаемся, что, в случае объявления сегодня правительством СССР о капитуляции Германии, мы окажемся в неловком положении и введем в заблуждение общественное мнение Советского Союза. Надо иметь в виду, что сопротивление немецких войск на восточном фронте не ослабевает, а, судя по радиоперехватам, значительная группа немецких войск прямо заявляет о намерении продолжать сопротивление и не подчиняться приказу Деница о капитуляции.
Поэтому Командование советских войск хотело бы выждать до момента, когда войдет в силу капитуляция немецких войск, и, таким образом, отложить объявление Правительств о капитуляции немцев на 9 мая, в 7 часов по московскому времени».
Однако руководители Великобритании и США сославшись на различные причины, не захотели откладывать на сутки объявления о «своей» победе. Тем не менее, они вынуждены были согласиться считать состоявшееся подписание акта во французском городке «предварительным», а предстоящее – в столице фашистской Германии Берлине – окончательным. Фактически же в Берлине произошла не «ратификация» акта, как были склонны называть потом это событие на Западе, а подписание заново, на более высоком уровне.
С утра 8 мая в Берлин начали прибывать корреспонденты всех крупнейших газет и журналов мира и фотожурналисты, чтобы запечатлеть исторический момент юридического оформления полного поражения фашистской Германии, признания ею банкротства всех доктрин, провала всех ее планов завоевания мирового господства.
В середине дня на аэродром Темпельгоф прибыли представители Верховного командования союзных войск. Верховное командование экспедиционных сил союзников представляли заместитель Эйзенхауэра главный маршал авиации Великобритании Артур Уильям Теддер, вооруженные силы США — командующий стратегическими воздушными силами генерал Карл Спаатс, вооруженные силы Франции — главнокомандующий армией генерал Жан-Мари Габриэль де Латтр де Тассиньи. С аэродрома союзники прибыли в Карлхорст.
На тот же аэродром из города Фленсбурга прибыли под охраной английских офицеров бывший начальник штаба верховного главнокомандования вермахта генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, главнокомандующий военно-морскими силами генерал-адмирал флота Ганс фон Фридебург и генерал-полковник авиации Ганс Штумпф. В Карлсхорсте все сразу встало на свои места: все высокопоставленные представители командования союзных войск прибыли к заместителю Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР Маршалу Советского Союза Георгию Жукову, чтобы договориться по процедурным вопросам.
Ровно в 24 часа по московскому времени (или в 00 часов 9 мая) Жуков, Теддер, Спаатс и де Латтр де Тассиньи вошли в зал, украшенный государственными флагами Советского Союза, США, Великобритании и Франции. В зале присутствовали советские генералы, войска которых участвовали в легендарном штурме Берлина, а также советские и иностранные журналисты.
Церемонию подписания акта открыл маршал Жуков. Он приветствовал представителей союзных армий в занятом Красной Армией Берлине в исторический момент капитуляции общего врага — фашистской Германии. «Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного командования союзных войск... уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования», — торжественно произнес он.
Затем в зал вошли представители немецкого верховного командования. По предложению советского представителя Кейтель передал главам союзных делегаций документ, которым Дениц уполномочил германскую делегацию подписать акт о капитуляции. Затем немецкой делегации был задан вопрос, имеет ли она на руках Акт о безоговорочной капитуляции и изучила ли она его. Вопрос на английском языке повторил маршал Теддер. После утвердительного ответа Кейтеля представители германских вооруженных сил по знаку маршала Жукова подписали акт, составленный в девяти экземплярах.
В 00 часов 43 минуты по московскому времени 9 мая или в 22 часа 43 минуты по центральноевропейскому времени 8 мая 1945 года подписание Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил было закончено. Немецкой делегации предложили покинуть зал.
Акт о военной капитуляции вооруженных сил Германии гласил:
«1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному командованию Союзных экспедиционных сил.
2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23.01 часа по центральноевропейскому времени 8 мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время, и полностью разоружиться, передав все их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителями Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.
3. Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным командованием Союзных экспедиционных сил.
4. Этот акт не будет являться препятствием к замене его другим генеральным документом о капитуляции, заключенным Объединенными Нациями или от их имени, применимым к Германии и германским вооруженным силам в целом.
5. В случае, если немецкое Верховное Командование или какие-либо вооруженные силы, находящиеся под его командованием, не будут действовать в соответствии с этим актом о капитуляции, Верховное командование Красной Армии, а также Верховное командование Союзных экспедиционных сил предпримут такие карательные меры или другие действия, которые они сочтут необходимыми.
6. Этот акт составлен на русском, английском и немецком языках. Только русский и английский тексты являются аутентичными».
Как видно, в «ратифицированном» акте везде на первом месте фигурирует Красная Армия и ее Верховное Главнокомандование, - менее суток потребовалось Сталину, чтобы элегантно охладить пыл союзников и поставить их на место. Следует также добавить, что и на этой процедуре подписания акта о капитуляции присутствовал генерал Суслопаров. Здесь же он узнал, что Сталин не имеет претензий к его действиям в Реймсе.