Все новости
Экономика
29 Октября 2009, 12:43

Куйбышевская железная дорога отмечает 135-летие

Куйбышевская железная дорога 30 октября отметит свое 135-летие. Ее история берет начало в октябре 1874 года с открытия регулярного движения поездов на участке Моршанск – Сызрань.
Протяженность тогда еще Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст. На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. По дороге пропускались за сутки одна пара пассажирских и три пары товарных поездов до 120 тонн. Возможности, которые открывали железные дороги, становились мощным стимулом для развития экономики регионов, по которым проходила магистраль. Год за годом дорога расширяла свои границы: в ее состав вошли участки и перегоны Западно-Уральской магистрали с участками Кропачево - Челябинск и Полетаево-Кустанай, в 1921 году - Волго - Бугульминской (от Чишмов до станции Часовня Верхняя), в 1929 году участок Инза - Ульяновск Московско-Казанской дороги. В 1942 году к магистрали присоединилась часть Пензенской железной дороги. В августе 1944 года в состав Куйбышевской магистрали была включена линия Киндяковка – Сызрань - Сенная. В мае 1953 года железная дорога имени В.В. Куйбышева становится Куйбышевской железной дорогой. А в 1959 году в ее состав входит Уфимская магистраль, ранее существовавшая самостоятельно.
В 60-70-е годы на Куйбышевской магистрали началось крупномасштабное техническое перевооружение. Поставленная перед коллективом задача по переводу дороги на электрическую и тепловозную тягу была решена. Вводом в эксплуатацию участка Инза – Кустаревка завершилась электрификация самой протяженной в мире магистрали Москва – Байкал. За выдающийся вклад в развитие страны Куйбышевская магистраль награждена орденом Ленина.
В 80-е годы модернизация магистрали продолжилась: на дороге стала использоваться новая технология укладки бесстыкового пути, свыше 80 процентов грузооборота выполняется при помощи электрической тяги.
Как сообщает пресс-служба КбшЖД, в сети 17 железных дорог России Куйбышевской магистрали принадлежит особое место: из 85,2 тысячи километров протяженности российских железнодорожных путей более 11,3 тысячи километров приходится на Куйбышевскую магистраль. Почти пятая часть отправляемых в стране нефтепродуктов и каждый третий автомобиль доставляются по Куйбышевской железной дороге. На магистрали высокий объем пассажирских перевозок: более чем со 170 вокзалов и остановочных пунктов КбшЖД поездами дальнего следования и пригородного сообщения отправляются миллионы пассажиров.
Куйбышевская железная дорога расположена в сердце России, а потому, без преувеличения, является важнейшей по масштабам и объемам работы. Ее стальные пути пролегают по территории трех республик и семи областей. На карте Куйбышевской дороги – Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Рязанская, Пензенская, Тамбовская, Ульяновская, Самарская, Оренбургская и Челябинская области. Магистраль стала основой развития этих регионов, залогом экономического роста и фактором социальной стабильности.
На территории регионов дорогой реализованы крупные инвестиционные проекты. Завершен крупнейший проект ОАО «РЖД», который в том числе реализовывался на территории Куйбышевской магистрали - «Электрификация участка Сызрань – Сенная Куйбышевской и Приволжской железных дорог со строительством второго главного пути», инвестиционный проект по проведению капитального ремонта на железнодорожном мосту через Волгу возле Ульяновска и т.д. Реализованы также инвестиционные программы, направленные на улучшение обслуживания пассажиров. Только за последние два года были открыты двери более 10 новых пассажирских вокзалов, еще порядка 40 вокзалов были капитально отремонтированы. Так, в ноябре прошлого года была отрыта первая очередь вокзального комплекса станции Уфа. В январе текущего года открыт вокзал на станции Саранск. Также в начале этого года распахнулось обновленное здание станции Уруссу (Татарстан), после реконструкции были открыты вокзалы на станциях Письмянка (Татарстан), Охотничья (Ульяновская область). В следующем году откроется обновленный вокзал в Альметьевске.
Куйбышевская железная дорога включает в себя 335 станций, шесть из них – сортировочные, 18 локомотивных и пять вагонных депо, которые обеспечивают высокий уровень эксплуатации, технического содержания и ремонта подвижного состава; 25 дистанций пути, 10 путевых машинных станций, оснащенных всем необходимым оборудованием, современными средствами механизации и контроля, чтобы обеспечить высокое качество ремонта и надежность стальной колеи. Кроме того, имеется 12 дистанций сигнализации и связи, 11 - электроснабжения, пять механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ.
Все предприятия Куйбышевской железной дороги имеют развитую материально-техническую базу, высокопрофессиональные кадры, работают по самым современным технологиям.
Башкирское отделение - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - является одним из крупнейших в сети железных дорог России. Географическое положение отделения определяет его характерную особенность: сочетание транзитных грузопотоков с местными перевозками. В границах Башкирского отделения дороги проходит часть Транссибирской магистрали от станции Абдулино в Оренбургской области до станции Кропачево в Челябинской области. Внутри отделения имеются железнодорожные линии Дема - Тюльган с выходом на Оренбург, южный обход Уфы от станции Дема - Южный парк до станции Иглино, уникальный по своей специфике и значению
Бензино-Черниковский узел. В его состав входят станции Черниковка, Бензин, Черниковка-Восточная, Загородная, Ново-Уфимская, Лощинная, занятые вывозом продукции нефтеперерабатывающих предприятий, расположенных в черте Уфы. Далее - линии Карламан - Белорецк с выходом на Магнитогорск и Чишмы – Туймазы на границе с Республикой Татарстан.
В состав Башкирского отделения КбшЖД входит 78 железнодорожных станций, 34 из них открыты для грузовых операций.