Все новости
Культура
12 Декабря , 15:19

В репертуар Башкирского театра вернулась опера «Севильский цирюльник»

В репертуар Башоперы вернулась одна из самых популярных и любимых публикой опер — «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини. Как сообщил генеральный директор театра Александр Алексеев, после долгих «страданий» в драматических операх, наконец театр представляет публике оперу комическую.

Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Накануне премьеры постановщики рассказали журналистам об особенностях нынешнего спектакля, который имеет долгую судьбу на уфимской сцене.

Опера-буффа «Севильский цирюльник» — одна из первых, поставленная в Башкирском театре оперы и балета, когда в первый год Великой Отечественной войны в Уфу был эвакуирован Киевский театр оперы и балета. Следующие постановки осуществлялись в 1948 и 1954 годах. Одна из последних постановок состоялась в ноябре 1993 года, когда режиссёр Рустем Галеев и дирижёр Валерий Платонов воплотили на сцене знаменитый сюжет. Нынешняя премьера является пятой по счёту. В постановке 1993 года участвовал заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков. В новой постановке Аскар Амирович исполняет одну из ведущих партий — Базилио.

— Это была одна из первых моих постановок в этом театре. Для меня было огромной честью принимать участие в этом спектакле, поскольку я только пришёл тогда в театр, — вспоминает художественный руководитель БГАТОиБ Аскар Абдразаков. Замечательным Фигаро был Радик Арсланович Гареев, Владимир Белов пел Альмавиву, Инна Романова — Розину. До сих пор остаются в памяти эти прекрасные мгновения и замечательные исполнители. 

Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Режиссер-постановщик оперы – член Академии российского телевидения, четырехкратный обладатель Российской национальной премии «ТЭФИ», режиссёр развлекательных программ на телеканале «Россия» и театральных постановок Сергей Широков. Он обозначил, что нынешняя постановка отличается современным подходом и адресована в первую очередь молодому поколению.

— Меня поразило, что в Уфе в театр ходит абсолютно молодая публика. Как-то в антракте оперы «Фауст» в кафе за нашей спиной стояли двое молодых людей лет 17-18. И они обсуждали, как спел Мефистофель! Для нас это было поразительно, потому что в Москве и Питере мы не видели такую аудиторию. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что наша трактовка «Севильского цирюльника» дойдёт именно до молодой аудитории — для нас это принципиально важно, — подчеркнул Сергей Широков. — Мы с большой гордостью и трепетом относимся к вашему театру и надеемся, что наша постановка вызовет отклик у молодого зрителя, который ходит в театр. 

Режиссер отметил, что, несмотря на исторические декорации, постановочная команда постаралась вытащить фабулу сегодняшнего дня: тему власти денег, подкупа, нечестных отношений людей друг с другом, когда даже любовь становится предметом торга. 

Главный художник театра, художник-постановщик оперы Иван Складчиков признался, что не сразу принял режиссерскую концепцию, но в итоге она помогла ему обрести новые вдохновляющие импульсы: 

— Я очень люблю, когда в моей жизни появляются новые режиссёры, которые меня, как художника, раскачивают и чему-то учат, тянут в историю, которая для меня не характерна. За счёт этого ты находишь новое дыхание. Мы к этим историческим костюмам сделали очень неожиданные "головы". Но вы все равно увидите ретроспективу испанского костюма конца XVIII века с платьями на костях, с соблюдёнными историческими подробностями, но при этом с совершенно новым дыханием. Мы прибавили, докрутили это где-то до гротеска, где-то до клоунады, где-то до драматизма.

Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Если у режиссеров спектаклей есть поле для экспериментов, то у дирижеров главная задача – максимально качественно донести любимую слушателями музыку. Дирижер-постановщик оперы Юрий Медяник коснулся такой важной темы, как точная стилистика при исполнении опер Россини – она в корне отличается от русского репертуара.  

— Как правило, основа русских оперных театров — это русский репертуар и, как правило, очень серьёзное, плотное звучание оркестра, тяжёлые штрихи в плане насыщенности, наполненности звучания. Музыка Россини совершенно иная, здесь нужно обладать определённой стилистикой, навыками игры музыки того периода. Я думаю, что вы сможете убедиться в том, насколько мастерски оркестр к этому подошёл на премьере, надеюсь, что нам удастся все воплотить в должной мере и в должном балансе, — поделился дирижер и похвалил за прекрасную работу пианистов-концертмейстеров, которая становится фундаментом для солистов.

Дирижер назвал обращение к опере Россини приятным возвращением к своему детству, когда его сестра репетировала партию Розины. Как отметил Медяник, не каждый артист способен вписаться в канву опер Россини, в первую очередь, в силу физиологических причин:

— Когда я первый раз пришёл на репетицию, у нас было пять Розин, потом произошел естественный отбор. В итоге сейчас у нас два состава. Все солисты – молодые люди, которые с огромной ответственностью и интересом относятся к спектаклю. Конечно же, россиниевскую стилистику воплотить в каждом конкретном голосе однозначно невозможно, потому что всегда в этом вопросе очень важна физиология артиста. Кто-то может обладать очень плотным голосом, и это совершенно не позволяет петь фиоритуры и подвижные 16-е нотки. Это не говорит о том, что артист плох. Это говорит о том, что просто данные артиста к этому не совсем предрасположены. В результате артисты, с которыми мы дошли до премьеры – наиболее близки к стилистике Россини. Должен сказать, Рим Рахимов (Бартоло) очень здорово справляется со своей партией, и для меня он открылся не только как прекрасный певец, но ещё и как очень серьёзный Актер с большой буквы.

Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ»
Валерий Шахов ИА «Башинформ» Рим Рахимов
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»

Важная задача стояла перед драматургом – автором сценической версии речитативов Григорием Шестаковым.

— У театра была просьба по возможности сделать спектакль более компактным, а это значит драматургическое сокращение речитативных кусков, — сказал он. — Наша задача была в том, чтобы донести до зрителя всю фабулу, сделать эту историю более компактной, сохранив сюжетные линии, но избежать каких-то мелких подробностей.

Драматург рассказал, что его отец родился и учился в Уфе, здесь живут его родственники.

— Мой отец, который был скрипачом, долгое время работал в Большом симфоническом оркестре у Федосеева. Даже когда он переехал в Москву, приезжал сюда и записывал на радио музыку русских и башкирских композиторов Сабитова, Исмагилова и других. Для многих поколений музыкантов Уфа — город высокой музыкальной культуры, которую я воспринял с детства. Я благодарю судьбу за то, что я таким образом вернулся в город моего отца, моих родственников и смог сделать что-то интересное, — поделился Григорий Шестаков. 

Почти в каждой мизансцене оперным артистам и хору приходится двигаться. За их пластику отвечала хореограф-постановщик Наталья Султанова.

 — Мы заставили наших артистов танцевать, им пришлось попотеть. В театре прекрасная труппа артистов. Мы даже не ожидали, что будет такой гибкий мужской хор, и для них мы специально придумали ещё дополнительные сцены, даже отдельных артистов в хоре мы выделили и дали что-то сыграть и показать себя, — рассказала Наталья Султанова.

Сегодня единственный премьерный день, следующий показ оперы состоится только в феврале.

Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Валерий Шахов  ИА «Башинформ»
Фото: Валерий Шахов / ИА «Башинформ»
Автор: Лейла Аралбаева