В музей «Шульган-Таш» приедет прадед Чебурашки. Одно из самых известных изображений кубинского наскального искусства – «Ушастик из Маффо» – станет украшением обменной выставки, которую привезут в Башкортостан в 2026 году. Об этом по итогам встречи с руководством музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш», которая прошла в рамках международного симпозиума «Музеефикация памятников наскального искусства: теория и практика», сообщил представитель Офиса историка города Гаваны, археолог Энди Гомес Эрнандес. На Кубе же они готовы предоставить для экспонирования наскальных рисунков Шульган-Таша самую главную площадь Гаваны.
По словам Эрнандеса, их с башкирским музеем-заповедником объединяет тема исследования и сохранения наскального искусства. Если в Башкортостане создали все условия для сохранения своего наследия, то у кубинцев – всё впереди. Главное их желание – создать музейный проект, интересный не только специалистам, но и широкому кругу посетителей, такой же, как комплекс «Шульган-Таш». Тема выступления кубинского спикера на симпозиуме была посвящена важной находке в их коллекции, которая называется «петроглиф из Маффо», и вопросам ее музеефикации.
– «Ушастик из Маффо» может стать основой для наших общих проектов, в которых принципиальными были бы образовательные и музейные элементы. Поэтому я как специалист по консервации обсудил с руководством музея-заповедника возможные совместные мероприятия. Первым шагом сотрудничества могут стать обменные выставки. В их рамках хотим показать нашу коллекцию аборигенской доколумбовой Кубы, объединив ее с вашим материалом образовательного характера, которую вы создаете здесь, – отметил эксперт.
Стороны договорились об обменных выставках, которые пройдут в 2026 году. Точные даты будут уточнены позже.
Так кто же этот «Ушастик из Маффо», который объединит башкирских и кубинских специалистов? Наверное, в нашей стране нет человека, который бы не знал Чебурашку – неуклюжего, но очень милого персонажа из книг Эдуарда Успенского. Первая повесть из цикла под названием «Крокодил Гена и его друзья» была опубликована в журнале «Детская литература» в 1966 году. По сюжету, имя персонажу автор дал потому, что тот постоянно «чебурахался» (с шумом падал).
Заглянем в историю появления Чебурашки в нашей стране, описанной в повести. Потешный зверек жил в тропическом лесу. Гуляя по фруктовому саду, забрался в ящик с апельсинами, нечаянно там уснул и погруженный на судно, через моря и океаны он попал в итоге в СССР.
Так, Чебурашка вполне может быть родом из Кубы. Вероятно, прототипом для героя Успенского выступил петроглиф из Маффо. Ведь забавный антропоморф с огромными ушами стал известен всему миру в феврале 1963 года, когда известный кубинский археолог Родольфо Пайарес (Rodolfo Payares) опубликовал статью об антропоморфном изображении в научном журнале. Об этом рисунке, высеченном на скале недалеко от города Маффо в провинции Сантьяго-де-Куба, археологу сообщили в 1962 году. Почти два месяца он обследовал местность, пока не наткнулся на камень размерами приблизительно 1,0 м x 0,60 м, на котором можно было увидеть наскальную резьбу в виде антропоморфной фигуры. К сожалению, Пайарес, убежденный, что это может быть единичный случай в кубинской археологии, решил организовать перенос артефакта в Гавану. Так, «Ушастик из Маффо» оказался сначала в хранилище Кубинской академии наук, затем был передан в Музей археологии Управления историка Гаваны.
Рисунок действительно забавный. Как пояснил Энди Гомес Эрнандес, антропоморфная фигура изображена фронтально, без боковой перспективы. Руки вытянуты перпендикулярно телу, кисти хорошо прорисованы. На лице четко обозначены глаза, ноздри и рот. Глаза образованы двумя ямочками почти одинакового диаметра, что является весьма необычной особенностью для петроглифов данного региона. Аналогичная техника использовалась для изображения носа. Самой отличительной чертой петроглифа, которая на протяжении многих лет привлекала внимание кубинских исследователей, является размер ушей, которые не пропорциональны размеру лица. Эта особенность привела к тому, что в кубинском археологическом обиходе это изображение получило название «Orejón del Maffo» – «Ушастик из Маффо». Однако современные знания о наскальном искусстве Антильских островов подтверждают, что эта отличительная черта довольно часто встречается в изображениях некоторых фигур в этом регионе. Образы, похожие на «Ушастика из Маффо», есть на многих островах Карибского бассейна: Ямайке, Пуэрто-Рико, Эспаньоле, Мартинике и Гваделупе. По мнению кубинского археолога, петроглиф из Маффо можно датировать периодом между 1403 и 1654 годами (XV–XVII века).
Энди Гомес Эрнандес сообщил, что сейчас рассматривается вопрос возвращения артефакта коренному населению – жителям Маффо и его окрестностей и объявления местности, где находился петроглиф, памятником наскального искусства. Также рассматривается возможность популяризации и музеефикации аборигенных рисунков региона на примере башкирских коллег. Кстати, с 1990-х годов «Ушастик из Маффо» является логотипом журнала El Caribe Arqueológico, посвященного изучению истории коренных народов Карибского бассейна.