Все новости
Культура
29 Мая , 11:00

В Уфе перед премьерой «Раймонды» рассказали о балетах Григоровича

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

В Башкирском театре оперы и балета рассказали, чем ценны балеты, поставленные недавно ушедшим из жизни выдающимся балетмейстером современности Юрием Григоровичем. Об этом речь шла на пресс-конференции, предваряющей премьеру балета «Раймонда» Александра Глазунова. Это восьмая постановка Юрия Николаевича в Башопере, перенесли спектакль на уфимскую сцену балетмейстеры-постановщики Ольга Васюченко и Вадим Ступка.

Спектакль создан по либретто Юрия Григоровича по мотивам сценария Лидии Пашковой и средневековых рыцарских легенд. Хореография – Юрия Григоровича с использованием фрагментов хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского. Главный балетмейстер труппы театра Гульсина Мавлюкасова рассказала журналистам, что балет «Раймонда» с самой первой постановки Петипа в 1898 году претерпевал много «реинкарнаций».

— Когда Юрий Николаевич Григорович взялся за эту сложнейшую работу, у него получился самый лаконичный спектакль, где нет ничего лишнего, – рассказала Гульсина Мавлюкасова. – Полностью сохранен музыкальный текст, все вариации. Он сохранил хореографический текст Петипа, но в своей редакции. Допустим, впервые у Юрия Николаевича персонаж Абдерахман затанцевал. Если раньше это была ходячая партия, как у драматического актёра, то у Юрия Николаевича он впервые затанцевал, и это получилась такая партия, что порой даже кажется, что она перебивает самую главную мужскую партию Жана де Бриена. У Юрия Николаевича очень хорошо получилось вкупе с художником передать весь характер Абдерахмана. Получился такой разнообразный красивый спектакль именно в постановке Юрия Григоровича.

Гульсина Галимовна призналась, что выросла на спектаклях Григоровича. В ее репертуаре есть практически все ведущие партии в его спектаклях. Художественный руководитель балетной труппы Леонора Куватова отметила, что на спектаклях Григоровича растут все ведущие артисты. В сегодняшнем спектакле занята вся балетная труппа, сообщили организаторы. 

— Это самые трудные, самые интересные спектакли, особенно «Раймонда». Пожалуй, это самый трудный спектакль, потому что у ведущей балерины, которая танцует Раймонду — 6 вариаций! Ни в одном классическом спектакле нет такого количества вариаций. Причём они, может быть, внешне не так эффектны, но очень сложны и технически, и актёрски, — говорит Леонора Сафыевна.

Новая постановка интересна также тем, что в ней художник Дмитрий Чербаджи воссоздал декорации и костюмы Симона Вирсаладзе. Но нынешний спектакль визуально получился еще более живым, интересным и современным.

— Спектакль настолько яркий, зрелищный и, конечно, отдельно надо сказать за оформление спектакля огромное спасибо Дмитрию Чербаджи, что он тщательно перевёл на нашу сцену живопись и декорации из балета Григоровича. Очень красивый спектакль получился, — сказала Леонора Куватова.

Дирижер-постановщик балета Александр Алексеев рассказал, что работа над музыкальной частью спектакля велась в сжатые сроки и была связана с большими трудностями.

– В связи с тем, что у нас в апреле и в начале мая были гастроли, очень мало времени оставалось для подготовки. Зритель должен оценить в этом спектакле синтез изобразительного искусства, танца и музыки, – пояснил Александр Алексеев. – Когда уже были развешаны декорации на сцене, стало понятно, что в том ключе, как он играется в других театрах, играть нельзя. Потому что действительно декорации более воздушные, следовательно, и в музыке должно быть больше воздуха. Это крайне сложная работа. Глазунов был величайшим, признанным симфонистом, потому часто музыку к балету «Раймонда» исполняют в концертном варианте, минуя изобразительное искусство и балет, чтобы насладиться всеми музыкальными фразами, подголосками, темами, которые заложены в балете. Это уже другая история, потому что ты уже идёшь от движения, декорации, эмоций, сегодняшнего состояния артиста, и это, конечно, весьма непросто.

Премьера балета «Раймонда» состоится 29 и 30 мая. Премьерные показы посвящаются светлой памяти Юрия Николаевича Григоровича. В двух премьерных составах танцуют народная артистка РБ Валерия Исаева и заслуженная артистка РБ Софья Саитова в партии Раймонды, заслуженный артист РБ Сергей Бикбулатов и Расиль Сагитов в партии Жана, народные артисты РБ Рустем Исхаков и Олег Шайбаков в партии Абдерахмана. 

Премьера вызвала большой ажиотаж, накануне на предпремьерном показе зал был полон. На показе побывала музыковед Марина Луговая, много лет проработавшая в театре.

– Я очень рада, что театр посвящает этот балет легенде Юрию Григоровичу. Он был большим другом, наставником нашего театра. Благодаря ему труппа получила новое дыхание в начале 90-х годов, – отметила Марина Фагитовна. – И в сегодняшнем премьерном спектакле чувствуется его почерк, его рука, видно, что массовые сцены поставлены так, как это умеет делать Григорович. Вторая для нас яркая фигура – это художник Вирсаладзе, им были оформлены несколько спектаклей в нашем театре, по его эскизам тоже сразу угадывается эта история. Я припоминаю, что постановка «Раймонды» уже была в нашем театре в начале 2000-х годов, но новая версия, конечно, более цельная, более яркая. Очень рада видеть новые лица среди солистов, рада видеть уже зрелых мастеров, например, Софью Саитову. Рада поздравить мой любимый театр с ещё одной яркой премьерой!

Ранее «Башинформ» сообщал, что в Уфе планируется организовать балетный фестиваль имени Юрия Григоровича. Напомним, Юрий Григорович поставил в Башкирском театре семь балетных спектаклей: «Тщетная предосторожность» (1993), «Дон Кихот» (1995), «Щелкунчик» (1995), «Лебединое озеро» (1998), «Корсар» (2012), «Спартак» (2013), «Легенда о любви» (2016). Восьмой по счету балет  — это «Раймонда». К сожалению, за 10 дней до премьеры не стало его автора.

Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: