Новости Башкортостана и Уфы
91.82
+0.7
98.95
+0.64
84.04
+0.46
7+ °C
Дождь
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
8 Октября 2023, 09:07
Земляки

Народный артист России Владимир Аверин: «У меня два родных города – Уфа и Брянск»

http://teatrbryansk.ru/
Фото:http://teatrbryansk.ru/

В сентябре в Уфе впервые на гастролях в рамках федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодежи» побывал Брянский театр юного зрителя. В составе труппы приезжал народный артист России, наш земляк Владимир Аверин. Актер побеседовал с журналистом «Башинформа» Лейлой Аралбаевой и показал фотографии из своего семейного альбома.

- Владимир Иванович, как уфимский зритель принял выступления брянских артистов?

- Приняли очень хорошо, были овации публики. Нашим актерам очень понравилась Уфа. Некоторые сказали, что с удовольствием работали бы здесь. Я считаю, что у меня два родных города – Уфа и Брянск - там дети, там внуки, там всё.

В этот раз мне удалось приехать в Уфу раньше основной труппы на пять дней, погулять по городу. Встречались с уфимскими одноклассниками, с тремя очень крепко дружим. У меня, помимо одноклассников, в Уфе есть три подруги – Света и Нина Бородкины (мы дружим почти 60 лет) и актриса драматического театра, заслуженная артистка России Татьяна Калачева. Наши дворы рядом, и мы вместе занимались в театре. До сих пор летом иногда видимся в Сочи в санатории «Актер». Перезваниваемся, дружим.

- Вас называют символом Брянского ТЮЗа. Сколько лет вы проработали там и как всё начиналось?

- Прошло уже 40 с лишним лет, мы открылись 18 февраля 1981 года под 26-й съезд КПСС. На открытии мы представили пьесу местного автора Бориса Горбатова «Юность отцов» на военную тематику, о первой революции. Труппа набралась большая, из разных городов: практически весь курс Саратовского театрального училища, четыре человека из ГИТИСа, два человека из Куйбышевского ТЮЗа, я после Свердловского театрального училища и четыре человека приехали из Ярославля, в том числе знаменитый Женя Марчелли. Мы открылись в здании полуотремонтированного Дома пионеров, его немного реконструировали.

- Почему после окончания учебы вы не вернулись работать в Уфу?

— Многие спрашивают, почему я не вернулся в Уфу. Я хотел работать в Уфе, здесь были мама и родственники, но в Брянске мне сразу предложили квартиру. И в Уфе в те годы не было своего ТЮЗа, а в Брянске он только открывался. Мы даже прибивали кресла в зрительном зале своими руками. Я могу сказать, что Брянский ТЮЗ — это моё дело, моя жизнь, я это открыл.

- Какие воспоминания об Уфе вы храните? До скольки лет вы тут жили?

— Я родился в уфимской Черниковке, жил на улице Интернациональной. Мама работала на УМЗ секретарем-машинисткой, ей дали квартиру, и мы переехали на Первомайскую. Я учился в 87-й школе на Нежинской. После школы год работал на УМЗ и немного играл в Русском драмтеатре. До 18 лет жил в Уфе. А потом до 1995 года я приезжал в Уфу каждый год в отпуск. Каждый год пол-июля и пол-августа я с семьей проводил в родном городе. Две недели на море и обязательно две недели у бабушки здесь.

- Вы сказали, что в Уфе играли в Русском драмтеатре. Что привело вас туда, каким образом в вашей жизни появился театр?

- Папа был занят в некоторых постановках в народном театре. Названий я не помню – папы не стало в 1967 году, мне было тогда 10 лет. Но дома у нас всегда бывали вечерне-ночные посиделки с актерами. Точно не помню, как, но меня притащили к Прибыловой Фаине Михайловне, а муж ее был знаменитый актер Владимир Прибылов. Через Прибыловых я и примостился к этому делу.

Мама очень любила театр, но, когда я поступил в театральное училище, она плакала и говорила: «Вова, миленький, не надо, может быть, одумаешься?» Тогда к артистам совершенно по-другому относились. К величинам, может, и относились хорошо, а провинциалов никто не воспринимал всерьёз. Но потом ее мнение переменилось. Мама приезжала в Свердловск на мои выпускные спектакли. А когда приехала в первый раз в Брянск и увидела меня на сцене, она плакала. У нее уже такая гордость появилась за меня.

- Есть ли у вас в Уфе любимые места?

- Гаражи на улице Интернациональной. До 8-10 класса мы с гаражей зимой всегда прыгали сальто-мортале спиной или головой вниз в снег. Это было любимое занятие – прыгать в сугроб. Обожаю парк Победы, который в те годы был расположен за кинотеатром «Победа», улицу Первомайскую. Несколько дней назад я был у кинотеатра «Победа». Узнал, что в этом здании расположится Театр юного зрителя.

Жаль, что в Уфе некогда культурные заведения теперь используются не по назначению: например, ДК имени Орджоникидзе теперь превратился в университет. Я там играл в народном театре с малых лет, там я посмотрел потрясающий фильм «Ромео и Джульетта», совсем малым. Я помню, что вышел из зала и рыдал. В этом здании я впервые, когда учился в 1-2 классе, пел в детском хоре и участвовал в постановке первой детской оперы «Кошкин дом». Еще я занимался в детском ансамбле в ДК имени Калинина за Гастелло. Говорят, там сейчас огромный микрорайон.

Очень любил скверик возле театра оперы и балета, раньше там поблизости был «Детский мир» и трамвайное кольцо, которого теперь, к сожалению, нет. Грустно, что сейчас ни на Ленина, ни на проспекте Октября нет трамваев. Меня возили в «Детский мир» и мы там выбирали игрушки, остались волшебные воспоминания. Еще на конечной остановке была пивнушка с большими деревянными бочками, где папа пил пиво.

На улице Маяковского был магазин «Четвертинка» – подвальчик, где продавали хлеб, мы стояли с двоюродной сестрой в очереди в 60-х годах. Когда сейчас приехал туда, увидел, что уже нет почти ничего, осталась только пара-тройка домов. Мой двухэтажный дом сохранился, но из 12 квартир заселенных только 4-5, думаю, что скоро и наш дом снесут. На углу Нежинской и Маяковского теперь вырос целый квартал из 20-25 этажных домов, сначала думал, что я не туда попал…

Аверины Иван Сергеевич и Валентина Павловна, 1956 год
Владимир Аверин, 1966 год
Аверины, 1958 год
Владимир Аверин, 1978 год
улица Первомайская в Уфе, демонстрация, 1966 год
Аверины Иван Сергеевич и Валентина Павловна, 1956 год

- Ваших родителей уже нет в живых?

- Нет, и даже могилы не сохранились. Мой отец в 1967 году был похоронен в Лопатино, но теперь там кладбища практически нет, остался только кусок. Оказывается, было объявление, что при желании жители могут сделать эксгумацию и перезахоронить, я узнал об этом поздно.

Маму в 1995 году похоронили на Северном кладбище в Тимашево. Там кладбище и сейчас есть, но мамина могила не сохранилась. Был издан приказ: могилы всех, кого похоронили до 1999 года, и те, за которыми не ухаживали, могли изыматься. А у меня с 2000 по 2015 год не было возможности приезжать в Уфу, артисты получали по 4 тысячи, мы ели в «бомжатнике», а мне надо было кормить семью. Было невозможно не то что прилететь в Уфу, есть нечего было.

- Театр находился в таком плачевном положении? В 2000-е вроде уже стало немного налаживаться…

- Вся Россия находилась в плачевном положении. Это в Башкирии стало налаживаться, у вас другой бюджет. Татарстан сидит на газе, Башкортостан – на нефти. Если бы я раз в год прилетал в Уфу из Брянска – моя семья 2-3 месяца сидела бы без куска хлеба.

- Вспомнилась фраза «Талант должен быть голодным». Вы согласны?

- Не совсем. Когда Шаляпину предложили спеть и он попросил денег за свое выступление, ему сказали эту фразу. А он ответил: «Птичку пока не покормишь, она не запоет». Надо хотя бы пару зернышек, чтобы птичка хотя бы крякнула.

В этом году я приехал, отправился в администрацию кладбища. Они мне рассказали, что у кладбища есть сайт «Помним» и в его перечень вошли все могилы, которых теперь нет или люди были перезахоронены. Видимо, место кладбища было «козырным» для застройки и его продали за большие деньги. Мамина фамилия в списке нашлась.

А в Лопатино, где лежал отец, на этом месте сейчас находятся заправка и административные здания. Остался маленький кусочек кладбища. Там построили новый железнодорожный мост…

- Очень печально, конечно. Но вернемся к творчеству. Жизнь человека делится на периоды и этапы. Какие роли стали для вас судьбоносными, означающими вехи творческой зрелости?

- Это «Синяя ворона» (1983) в постановке Жигульского. Потом у меня была замечательная роль в «Ромео и Джульетте» (1987), я играл Меркуцио. Играл в «Голом короле» (1990) Гувернантку – это вообще была фантастика. Эту роль я выпросил у режиссера, ходил за ним месяц, клянчил. Он говорит: «Ты с ума сошел? У меня три актрисы назначены на эту роль!». Но я ему показал кусочек роли, и он трех актрис снял, а меня назначил. Потом эти актрисы не здоровались со мной целый год.

Сейчас мне нравится наш спектакль «Мертвые души» (2017), где я играю 12 ролей. Мы втроем играем – полумаски, костюмы, 20-30-секундное переодевание из роли в роль. Это потрясающе, мне очень нравится. Мы получили за этот спектакль несколько премий – в Сочи нам вручили награду «Лучшие в профессии за год», потом были награды в Питере, в Москве.

Я люблю играть Достоевского. «Дядюшкин сон» (2019, роль Князя), «Преступление и наказание» (2010). Всего я сыграл более 170 ролей за это время.

- Судя по годам создания перечисленных постановок, в начале 2000-х в Брянском театре было некое затишье?

- У любого театра бывают свои взлеты и падения. Мы живем вместе с людьми, со страной. У нас были перепады, когда не было главного режиссера.

А вообще я работал с замечательными режиссерами. У нас был Борис Цейтлин, «золотомасочник», с 1997 года в течение семи лет руководил Леонид Кулагин – известный советский артист, был ажиотаж в театре. Сам играл и ставил, и приглашенных было много.

Сейчас у нас нет своего здания, уже пятый сезон идет реконструкция. Это очень печально…

Часто приходится гастролировать. Через неделю после Уфы поедем в Белоруссию, в Бобруйск. Вообще бывали в разных городах, раньше часто ездили на Украину, наша область граничит. Хорошо дружим с театрами Кабардино-Балкарии, с Нальчиком, с Грозным.

- Многие годы вы верны театру, но ведь были и киноработы? Вам интересно было попробовать себя в кино?

- Я получил несколько премий за короткометражный фильм, который называется «Спаси Бог», сыграл там главную роль. Я сыграл 90-летнего старика – там нужны были другая походка, другие плечи, другие руки...

Но я больше люблю театр. Потому что в театре вошел в образ, придумал, сделал с режиссером, начал и через два часа закончил, прожил жизнь. А там, в кино – сегодня ты снимаешь завтрашний день, а завтра – позавчерашний. Такой разброс, очень сложно входить в образ. Всё время надо включаться, помнить, что ты делал, как ты делал, и держать мысль не один, не два дня.

Я люблю театр, обожаю театр, живу театром.

- Кроме театра, вы еще занимаетесь преподавательской деятельностью. Чем может быть полезен ребенку театр, ведь потом не все становятся актерами. Что главное вы стараетесь в них вложить?

- Нашей студии уже 5 лет, я руководитель. У нас дети от 7-8 до 16 лет обучаются театральному искусству, изучая такие предметы, как мастерство актера, речь, сценическое движение, фехтование, грим, пластика.

- Самое непростое для подростков – принять себя. Наверное, актерский опыт помогает им в этом?

- Не только раскрепостить, а дать возможность понять своё нутро, свои возможности, стать интеллигентным человеком, культурным, понимающим и самое главное – читающим. Мы запрещаем детям пользоваться гаджетами, телефонами, дома они пишут роли, стихи только ручкой на листочке. Никаких распечаток! Только ручка и тетрадный лист. И читать не с телефона и компьютера, а только с книги, перелистывать, муслякать палец. У нас в этом году 6 человек поступили в разные учебные заведения – и в Москву, и Санкт-Петербург, и Нижний Новгород, и Казань. Мы очень горды, что наши дети поступают в театральные учебные заведения. 

- Здорово, что вы умеете так увлечь ребят. А ваш собственный сын не стал актером? Дети пошли по стопам?

- У меня один сын и два внука. Сын капитан полиции, сейчас занимается бизнесом. Старшему внуку 12 лет, он тяготеет к театру, любит читать, выступать, снялся в одном фильме. А младший занимается самбо, карате, борьбой.

- Ваша фамилия достаточно популярная. Актер Максим Аверин не родственник вам?

- Не родственник, мы однофамильцы. Но мы с Максимом в хороших приятельских отношениях. Совершенно случайно познакомились. У нас моноспектакли были в один день в одном городе в одно время в разных точках. Люди, которые пришли, сказали: ой, как загримировали, мы его даже не узнали. Максим рассказывал эту байку по телевидению.

- Когда человек молод, каждое новое открытие и достижение вдохновляет и окрыляет его. С годами это восхитительное ощущение притупляется. Что сегодня может вас вдохновить?

- Для меня театр – это всё. И жизнь моя, и друзья. А семейная жизнь идет параллельно. Моя жена уже лет 10 не ходит в театр вообще, даже на мои премьеры. Когда я спрашиваю почему, она отвечает: «Тебя уже дома хватает, что еще нового я могу увидеть?» Она домохозяйка, готовит, за мной ухаживает. А внуки и сын с невесткой с большим удовольствием с друзьями ходят на мои премьеры.

Еще вдохновляет меня чтение. Я каждый год перечитываю книги – обожаю сказки, особенно Пушкина. Я их знаю наизусть, могу любую процитировать. Люблю сказки и рассказы Джанни Родари. Я не пользуюсь интернетом, у меня телефон только для принятия звонков. Для меня лучше встретиться с кем-то или поговорить по телефону.

- Значение театра в нынешнее время по сравнению со временем вашей молодости изменилось?

- Жизнь бежит, время бежит и не оглядывается назад, театр тоже бежит. Но удивительная вещь – дело в том, что театр позволяет людям взглянуть назад, и хорошие постановки никуда не уйдут. Театр способен не научить, но хотя бы заставить чуть-чуть задуматься, что такое честь, достоинство. Кстати, слово "честь" из нашей жизни практически исчезло... Некоторые говорят: мы, ТЮЗы, учим детей понимать, что такое Добро и Зло. Да не учим мы! Мы их только направляем, чтобы они хотя бы попытались понять, что такое хорошо и плохо, что можно и что нельзя. Но самое грустное – достоинство и честь в нашей жизни в последнее время как-то уползают. Честь, совесть, ум, правда, открытость – вот этому театр если не учит, то способствует, чтобы люди что-то хотя бы чуть-чуть поняли...

- Большое спасибо, Владимир Иванович, за беседу, всегда ждём вас в родной Уфе.

автор  во время уфимских гастролей
во время уфимских гастролейФото:автор
Автор:Лейла Аралбаева
Читайте нас: