Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.17
-0.28
13+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
18 Апреля 2022, 09:03
Земляки

Николай Попов: Мечтаю написать современную башкирскую оперу

Сегодня герой рубрики «Земляки» – 35-летний московский композитор, педагог, яркий представитель и исследователь электроакустической музыки, лауреат международных конкурсов, уроженец Башкортостана Николай Попов.

- Николай, уфимцам вы известны как автор музыки балетов «О чем молчат камни» и «Свет погасшей звезды» в Башкирском театре оперы и балета. Расскажите о вашем сотрудничестве с театрами. С чего всё началось, как происходит взаимодействие, меняется ли произведение в процессе постановки?

- Взаимоотношения с театрами начались относительно не так давно. В 2019 году мне поступило предложение написать мультимедийную оперу. Для меня это был хороший повод зайти на территорию музыкального театра. Я, конечно, согласился и в процессе постановки тесно познакомился с театральным миром, с режиссерами, с которыми впоследствии начал сотрудничать и делать какие-то новые постановки, в основном драматические. Так, с молодым режиссером Елизаветой Бондарь мы сделали шесть драматических спектаклей в разных городах нашей страны. Сейчас на «Золотой маске» представлен наш спектакль «Танцующая в темноте» из Новосибирска, очень интересная работа. Также я много работал с режиссером Юрием Квятковским. Мы делали большие музыкальные постановки – например, «Мистерия Высокого Давления» на реально действующем заводе в городе Чехов, где использовали цеха завода как пространство для реализации музыкальных перформативных идей. У нас звучали станки, ездили крановщицы, перевозили объекты, людей – то есть это такое большое музыкальное перформативное действие. А недавно состоялась премьера моей мультимедийной оперы «Curiosity» в Электротеатре «Станиславский», режиссер Алексей Смирнов.

©Юлия Абзалтдинова  «Мистерия Высокого Давления»
«Мистерия Высокого Давления»Фото:©Юлия Абзалтдинова

Ну и конечно, много было сделано с Башкирским театром оперы и балета. С хореографом Ринатом Абушахмановым мы создали два мультимедийных балета. Это сотрудничество началось лет десять назад, когда Ринат попросил написать для него небольшой музыкальный номер «Подснежник» («Умырзая»), который до сих пор, кстати, идет в театре. Через этот номер мы с ним познакомились и долго у нас ничего не происходило. В 2019 году случился наш первый балет «О чем молчат камни» и через два года – второй балет «Свет погасшей звезды». Это действительно очень интересная для меня работа в жанре балета с национальными элементами, которые я невероятно люблю и ценю. Я очень надеюсь на то, что Башкирский театр оперы и балета будет и дальше развиваться, у него сейчас очень высокий уровень, высокая планка. Моя мечта – написать современную башкирскую оперу, может быть, даже монооперу. Надеюсь, когда-нибудь она воплотится в жизнь.

- Вы родились в Белебее – одном из старинных городов нашей республики, который был основан в 18 веке чувашскими переселенцами. Какие храните воспоминания о нем, возвращались ли туда после?

- Я очень люблю людей, с которыми меня связала судьба в этом городе. Конечно, очень признателен своему первому учителю Евгению Ивановичу Перепелице. Ежегодно я бываю в родном городе по несколько раз. Но я достаточно рано покинул этот город, поступив в Средний специальный музыкальный колледж в Уфе.

- Кто ваши родители, вы представитель творческой семьи?

- Мои родители не творческих профессий. Мама преподавала в Белебеевском педагогическом колледже, папа был инженером в электросетевой компании. Оба они имели какое-то отношение к музыке. У нас в доме был баян и балалайка, которые и стали моими первыми инструментами.

- Изначально вы учились в классе Николая Махнея, которого ученики называли «богом баяна». Обратила внимание, что многие баянисты потом становятся композиторами и дирижерами. Интересно, в чем причины такой закономерности?

- Николай Иванович Махней – Учитель с большой буквы. Он через баян дает своим ученикам более глобальное понимание музыкальной мысли, культуры звука, ощущения формы, учит слышать. Музыкальность в высшем своем проявлении – вот чему на самом деле учит Махней, а не игре на баяне. Инструмент – лишь средство для таких познаний. Поэтому из его класса часто выходят неординарные личности, многие из которых находят себя не в исполнительских практиках, а в создании новых художественных миров. Также и дисциплина, которая на этапе обучения выглядит чрезмерно жесткой, закаляет личность человека и готовит его к реальному восприятию этого мира, оттачивает основные черты характера.

Николай Попов и его уфимский педагог Николай Махней
Николай Попов и его уфимский педагог Николай Махней

- Как у вас начался процесс сочинения музыки? В каких жанрах были первые композиторские опыты?

- Я очень много слушал и изучал различную музыку, много читал. Меня всегда не устраивало то, что является «репертуаром баяниста» и всегда хотелось найти что-то новое для этого инструмента. Да и сам инструмент не был для меня чем-то особенным. Меня больше интересовало исследование новых партитур, сравнение различных исполнительских трактовок мировой классики. Встретившись с Ильдаром Изильевичем Хисамутдиновым (известный башкирский композитор, педагог – прим. ред.), я нашел новый, совершенно неизведанный для меня мир композиции. Огромная благодарность его мастерству не навредить и верно направлять своих учеников. Никаких «идеологических» художественных догм в его классе нет, он как-то по-особенному манипулирует своими учениками, давая каждому раскрыться в нужном направлении.

Потом я поступил в Уфимскую академию искусств сразу на два факультета – народный и композиторский. Поступать в Москву в то время было не совсем обычным делом для молодого человека. Был какой-то страх… Да и подготовка для поступления на композиторский факультет Московской консерватории была иной, нежели то, что я получил на народном отделении. Требовалось время для самоподготовки.

- Не секрет, что наша система академического музыкального образования отличается большой консервативностью. Как вам удалось встроиться в орбиту современной музыки?

- Да, это большая проблема всего «музыкального образования». К сожалению, многие постулаты «академического образования» не работают, и не работают уже давно. Многое не проговаривается и даже избегается. Это проблема системы образования, которая должна постоянно перерабатываться и двигаться вперед вместе с общим прогрессом. Моя встреча с Игорем Леонидовичем Кефалиди в Московской консерватории кардинально поменяла мое мышление и вывела мое сознание на новый уровень. 

В Италии у памятника Джузеппе Верди
В Италии у памятника Джузеппе Верди

- Думаю, на ваше творчество оказывает влияние и башкирский фольклор. Каким образом вы соприкасались с национальной культурой в годы проживания в Башкирии?

- В годы моего обучения в Республике Башкортостан у меня было какое-то достаточно нетёплое отношение к башкирскому фольклору и к проявлениям различной башкирской популярной музыки. Но когда я стал учиться в Московской консерватории, я стал много исследовать башкирский фольклор с другой стороны – с точки зрения его исконных, каких-то коренных, ключевых элементов. И на самом деле он невероятно богат и безграничен в своем осмыслении музыкальном, художественном. Не только сам фольклор, ну и вообще философия башкирской музыки, философия башкирской культуры, невероятная красота пения, национального инструментария. Я в процессе подготовки к балетам приезжал неоднократно в Уфу и делал различные записи башкирского фольклора. Мы исследовали различные новые приемы игры на традиционных инструментах. Конечно, моя любовь к древней башкирской традиции очень большая, и мне кажется, там может быть много открытий. Я хотел бы участвовать в этих открытиях. Как говорил классик, большое лицом к лицу не увидишь, большое видится на расстоянии. Вот, наверное, здесь такой же принцип в моем случае. Я считаю башкирскую культуру в целом невероятно глубокой, философской, с новыми для сегодняшнего понимания звуковыми, слуховыми, эстетическими образами, с которыми мне хотелось бы неоднократно еще встретиться и поработать.

Композитор в работе
Композитор в работе

- Николай, недавно вы стали лауреатом на самом значительном из проходящих в России конкурсов молодых композиторов «Партитура». Расскажите о своем сочинении, ставшем победителем.

- Моя пьеса называлась «Кружева» для оркестра и электроники. Она была заказана мне для фестиваля «Вологодские кружева-2021» Андреем Устиновым и национальной газетой «Музыкальное обозрение». У фестиваля есть традиция – каждый год для них пишут новую оркестровую пьесу. В ней обязательно нужно использовать вологодскую народную песню и бой курантов Софийского собора Вологодского кремля. Так как я работаю с электроникой, я обратился к этому материалу через средства электроакустической композиции. Первое исполнение состоялось в Вологде в октябре в исполнении Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра (дирижёр – народный артист России Мурад Аннамамедов).

- Часто ли вы участвуете в конкурсах, насколько это необходимо для композиторов?

- В конкурсах композиторов я участвовал с достаточной регулярностью в студенческие годы. Тогда я стал победителем более 20 международных и всероссийских конкурсов. Мне это давало сначала некое самоутверждение, а после превратилось в какой-то «спорт». Периодически это был единственный способ заработать какие-то деньги. Конкурсы ведь бывают разные! Уже лет 10 я не подавал никаких заявок на композиторские конкурсы и отстранился от этой практики, но конкурс «Партитура» для меня стал особенным, так как он предполагает сочинение для оркестра. В последние годы я написал несколько сочинений для оркестра и электроники, и все они были заказаны газетой «Музыкальное обозрение». Оркестр для композитора – это большой организм, с которым он достаточно редко имеет возможность взаимодействовать – именно это меня привлекло. Молодым композиторам необходимо участвовать в конкурсах. И даже важнее участвовать в различных композиторских академиях и курсах. Таких сегодня очень много! Это позволяет выйти за пределы своего мышления, встретиться с разными творческими позициями и встретить новых друзей.

С Майей Плисецкой
С Майей Плисецкой

- В сегодняшнем мире профессия композитора не потеряла своего престижа? Конец времени композитора еще не наступил?

- Наша профессия очень востребована, интерес к ней только растет. Важно не потеряться в многообразии, найти свой композиторский мир, даже создать его и быть ему преданным. В истории с определенной периодичностью наступают различные «концы времени», но они связаны с эстетикой, мышлением, материалом, но настоящий композитор остается и ищет всегда новые неизведанные пути. Те композиторы, которые не нацелены на такой поиск и труд, остаются в том самом «конце времени» и перестают быть актуальными.

- Вы являетесь научным сотрудником Центра электроакустической музыки. Как думаете, за электроникой будущее?

- Я долгое время был научным сотрудником Центра. Сейчас я директор и художественный руководитель Центра электроакуcтической музыки. Сфера электроакустической композиции – самая перспективная и постоянно развивающаяся область в современном музыкальном мире. Конечно, она серьезно влияет на общий музыкальный фон и часто доминирует в этом пространстве. Важно молодым композиторам знать эту область композиторского мышления и самим делать выводы.

Николай Попов. «Биомеханика» для баяна, электроники, видео и света (фрагмент)

- Есть ли у вас некая концепция, философская основа творчества, которая служит постоянным источником тем и вдохновения?

- Постоянный поиск чего-то нового, постоянное развитие и движение вперед, исследование новых идей, форм, пространств. Источников тем и тем более так называемого «вдохновения» не существует. Есть лишь ежедневный труд, который приводит к твоим личным победам и открытиям – это и есть «время вдохновения». Только открытие нового – победа.

- В вашей биографии указано, что вы являетесь членом Союза композиторов России и членом Творческого союза художников России. На ваш взгляд, не устарели ли эти организации, какую пользу они приносят современным авторам?

- Институции типа Союза художников или Союза композиторов в какой-то момент, конечно, стали абсолютно устаревать и прекращать свою функциональную необходимость. Но на самом деле дело в руководстве этих организаций, их целей. Когда в Союзе композиторов России полностью поменялось руководство, появилось очень много различных новых инициатив: семинары новой музыки, концерты, конкурсы, поддержка заказов для композиторов. На самом деле многие мои последние проекты сделаны совместно или при поддержке Союза композиторов России. Сегодня это организация, которая всячески поддерживает, двигается вперед, придумывает новые художественные идеи. Поэтому, мне кажется, что всё дело в постановке задачи и руководстве организациями, и Союз композиторов России – большой тому пример в лице Карины Сергеевны Абрамян (генеральный директор СК РФ – ред.). Дело в том, что многие институции придерживаются устаревших, еще советских пониманий, тенденций, взглядов, и это, конечно, их только губит, отталкивает от них молодых интересных ребят и не дает развиваться новым инициативам.

- Какие аспекты музыкального искусства вас интересуют в исследовательских работах?

- Конечно, в своих исследованиях я занимаюсь исключительно электроакустической композицией, всем, что связано с развитием композиторского электронного мышления, аппаратного, программного и так далее. В последние десять лет я занимаюсь мультимедийным исследованием различных сочетаний звука, света, музыки, движения различных сенсоров. Ну то есть то, чем занимается наш Центр электроакустической музыки – и есть объект моего научного и творческого исследования. Это неразделимые вещи и, собственно, на сегодняшний день для меня это самые перспективные вещи в искусстве.

Мультимедийный проект "Аркаим"
Мультимедийный проект "Аркаим"

— Приходится ли вам на заказ писать то, что не особо интересно, или в сфере сочинения музыки вы работаете исключительно по зову сердца?

— У меня практически не бывает таких задач писать то, что мне не интересно. Я как раз-таки создал такую среду, когда ко мне обращаются режиссеры, организации именно как к композитору, который создает соответствующий контент и эстетику. И если обращаются к Николаю Попову за оперой — то это будет мультимедийная опера, если за балетом — то это будет мультимедийный электроакустический балет. Мне кажется, композитор всегда должен сохранять свое «я», развивать свою творческую инициативу, поэтому очень важно всегда оставаться собой. Для этого композитор должен быть уверен в том, что он делает, и никогда не предавать своих идеалов.

— Николай, спасибо! Ждем ваших новых сочинений, в том числе и на площадках родного Башкортостана.

Беседовала Лейла Аралбаева.

Читайте нас: