Новости Башкортостана и Уфы
56.97
-1.24
58.87
-1.51
115
+1.44
16+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Культура
31 Января , 11:08

Диас Каримов: «Я пропитан музыкой родного края с самого детства»

Диас Каримов – концертирующий пианист и композитор, лауреат международных конкурсов. Живет в Германии, доцент Академии музыки во Франкфурте-на-Майне. Уроженец Уфы, продолжатель музыкальной династии композиторов Тагира и Айрата Каримовых, заложивших основы башкирской эстрадной музыки и джаза.

- Диас, уже много лет ты живешь и работаешь в Германии. Здесь, на родине, твоя карьера тоже складывалась неплохо, ты был востребованным музыкантом. Как пришло решение уехать?

- После окончания Уфимской академии искусств меня пригласили работать на кафедру специального фортепиано, а позже мы открыли кафедру эстрадно-джазового исполнительства, где я тоже стал преподавать. В 2008 году я получил 1 место на конкурсе Musical de France по видеозаписям и мне пришёл вызов во Францию, чтобы выступить на заключительном финальном концерте. Но в то же время я отправил демозапись в агентство Alma Musica, занимающееся музыкальным образованием в Европе, и получил ответ, что моя запись вызвала интерес и предложение поступать в Хохшуле (высшую школу) городов Мюнхена или Веймара в класс профессора Леонида Чижика. С отвисшей челюстью я прочёл информацию, и понял, что мечта профессионально научиться играть джаз – реальна.

На тот момент в Уфе, помимо преподавания на двух кафедрах, я работал в ресторане «Крыжовник», играл на роскошном рояле Yamaha, который купили специально для меня. И я очень благодарен руководству ресторана, что помогли мне с поездкой на вступительные экзамены в Германию. По ряду причин я выбрал Хохшуле имени Франца Листа в Веймаре. Зайдя на их сайт, я увидел и услышал (тогда ни слова не понимая), как ректор, знаменитый немецкий пианист Рольф-Дитер Аренс рассказывает историю учебного заведения.

В тот момент я и представить не мог, что через полтора года мы будем сидеть в баре после концерта «Джазовая ночь», посвящённого 200-летию со дня рождения Франца Листа, где я играл Венгерскую рапсодию №2 в своей аранжировке, беседовать и пить пиво. До сих пор помню слова профессора Аренса: «Диас, после окончания учёбы вам обязательно нужно остаться в Германии и продолжить карьеру здесь».

С профессором Леонидом Чижиком
С профессором Леонидом Чижиком

Приехать из Уфы в Веймар, играть джаз на вступительном экзамене Леониду Чижику и другим профессорам, ещё и студентам-джазменам вуза Европы – ощущения из разряда «мало не покажется». После игры Леонид Аркадьевич сказал, что я принят и фразу: «Я тебя освобожу», и впоследствии сдержал слово. Представления об импровизации и джазе на тот момент были лишь примерные. Вспоминаю, как вокалисткам из России при поступлении на джазовый факультет задавали вопрос: «Что вы ещё, кроме частушек, поёте?».

После получения студенческой визы отправился на учёбу. Помню рейс Калининград – Берлин и абсолютное чувство неизвестности. Новая страна, где нет ни родственников, ни друзей. Я, домашний мальчик, лечу навстречу приключениям: курсам немецкого языка по 6 часов в день, игре на улице, новой информации, моментам с проверкой на прочность и выносливость… Вспоминаю сейчас и не понимаю, как тогда решился.

С мамой Риммой Мазитовной Каримовой. Висбаден, Германия, 2019
С мамой Риммой Мазитовной Каримовой. Висбаден, Германия, 2019

- Родители легко согласились тебя, любимого и единственного сына, отпустить?

- Несмотря на то, что в Уфе я был востребованным пианистом, родители понимали, что возможность обучения в Европе у музыканта такого класса является настоящим подарком.

- В чем особенности преподавания в музыкальных учебных заведениях в Германии?

- В вузах Германии целенаправленное обучение, без лишней общеобразовательной информации. Есть такие предметы, как музыкальная медицина, ритмическая тренировка для пианистов, активное слушание и другие дисциплины, не встречающиеся в программе российских вузов. Свободный выбор преподавателя, чей курс желаете посещать. Обращение между студентом и профессором на «ты». Идеальные рояли в каждом классе, которые настраивают 2 раза в неделю – отдельная тема.

- Кем ты себя считаешь по национальности?

- «Русский!» – именно такое прозвище было у меня в течение 5 лет, когда я жил в общежитии Веймара. Про себя отвечал цитатой Мустая Карима: «Рус түгел, ләкин россиян мин». Бабушка действительно русская по папе, в остальном я татарин. У меня друзья, коллеги  и ученики со всей планеты, от Новой Зеландии до Мексики. Живя в Европе, о национальности не задумываешься. Хотел бы считать себя человеком мира.

- Какие произведения деда и отца находятся в орбите твоего творчества?

- Я пропитан музыкой родного края с самого детства. Будучи кроссовер пианистом, я исполняю в концертах татарские и башкирские вещи, аранжировки папиных произведений и вижу, с какой теплотой и интересом их принимает европейская публика.

Диас с отцом - композитором Айратом Каримовым
кадр из передачи "Династии. Каримовы"
Диас с отцом - композитором Айратом Каримовым

- Пандемия и локдаун сильно изменили привычный образ жизни?

- Конечно. Так же, как и другие концертные музыканты, я столкнулся с отсутствием возможности выступать. Джазовый фестиваль, например, на который меня пригласили, переносился 4 раза. Нужно было переходить на альтернативную деятельность.

С 2008 года онлайн и скайп для меня обычное дело для связи с родителями и Уфой. Ещё в 2013-м я вёл онлайн-семинары по импровизации и джазу и, когда объявили локдаун в Германии в марте 2020 года, мне потребовалось 34 минуты, чтобы перевести весь свой класс в Академии музыки на «дистанционку». Мои друзья в сфере IT помогли мне дополнить студию необходимым оборудованием, чтобы сделать работу из дома максимально удобной и профессиональной.

Кроме преподавания, за это время я создал порядка 100 аранжировок для фортепиано различных стилей и уровня сложности, которые доступны в онлайн-магазине. Приятно видеть, что произведения играют в Сингапуре и Австрии, Нидерландах и Вьетнаме, США и Великобритании, Германии и России.

Новой для меня деятельностью, которую я давно хотел освоить, является создание видеокурсов на разную музыкальную тематику на немецком, русском и английском языках. Мой курс «Импровизация на фортепиано. Первые шаги» по оценке «Coursemarks» вошёл в Топ-20 из 94 680 курсов на данную тематику.

Буквально недавно я представил свой первый нотный сборник «Piano Crossover» на мировом рынке Amazon, где собраны концертные джазовые парафразы произведений классических композиторов.

Конечно, несмотря на полное погружение в виртуальную реальность, и офлайн-действительность я не забываю, нужно поддерживать пианистическую форму. Так, я подготовил новую программу «Бахиана», состоящую из кроссовер версий музыки И.С. Баха, и сыграл сольный концерт в ноябре 2021 года. Концерт прошёл успешно при полном аншлаге, статья о нем вышла в газете «Эхо Рэйнгау». Также меня приглашают в жюри онлайн-конкурсов «Unter den Linden» (Берлин, Германия) и «Magic Stars of Milan» (Италия), где участвуют музыканты со всего мира.

Моя фортепианная аранжировка произведения М.П. Мусоргского «Старый замок» заняла 1 место на международном конкурсе «Art Planet» в Турции. Ученики стали лауреатами онлайн-конкурсов в Германии и США.

Если говорить о технологиях, на мой взгляд, в России люди ментально не готовы к онлайну, особенно когда это касается обучения и преподавания. В Европе же это привычное дело. Среди моих друзей есть те, кто живёт в Германии и преподаёт в университете Санкт-Петербурга. Можно находиться на островах Тенерифы и работать, к примеру, в Московском университете в качестве приглашённого западного преподавателя. Или быть в Баймаке, при этом вести онлайн-семинар для студентов Лондонского вуза. Важно лишь одно: суть личности, как специалиста. Местоположение сегодня носит условный характер. И это процесс, который в будущем будет лишь совершенствоваться. Digital nomad (цифровой кочевник) встречается теперь и среди музыкантов.

- Ты постоянно создаешь что-то новое – играешь концерты, записываешь диски. Так легко всё получается или просто ты невероятный трудоголик?

- Часто слышу, что в России люди устают работать. Что касается работы в Европе, это условия жесточайшей конкуренции, где нужно по-настоящему «пахать». Если сравнивать, работа в России зачастую «прогулка пешим шагом». Я получаю удовольствие, когда создаю что-то новое, а потом делюсь этим с окружающими. Познавать и изучать является для меня естественным процессом.

- О чем ты мечтаешь сегодня?

- Как и многие, свободного выхода в офлайн.

С музыкантом Мусой Маликовым из Казани
С музыкантом Мусой Маликовым из Казани

- Когда мы увидим тебя на концертах в Уфе?

- Я стараюсь часто приезжать в Уфу в родной дом, к маме Римме Мазитовне. Прогуляться по любимым улицам, парку им. Матросова и Софьюшкиной аллее. Кроме того, я активно сотрудничаю с музыкальными учебными заведениями города. В 2020-21 годах провёл 4 онлайн-лекции о фортепианном творчестве композитора Айрата Каримова для студентов кафедры специального фортепиано Уфимского института искусств.

Летом 2021 года я выступил в Камерном зале как гость на концерте «Приношение преподавателям». Меня регулярно приглашают в качестве председателя конкурса-фестиваля «Маэстро Джаз», который организует Уфимское училище искусств. Я всегда открыт к диалогу и разного рода проектам.

От себя хочу сказать, музыкант-импровизатор перед концертом никогда не знает, что будет играть. Музыка, как жизнь, принимает разные формы и повороты. Я всегда помню слова и напутствия папы, моего главного учителя, пианиста и композитора, мастера своего дела, который занимался со мной с самого детства: «Сынка, настоящий суперпрофессионал будет востребован при любой ситуации».

Беседовала Лейла Аралбаева.

Читайте нас в