Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
30 Января 2022, 15:16

Одним из самых ярких участников фестиваля «Платок- символ Мира» станет мордовский ансамбль «Вастома»

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

Жители села Садовка Стерлитамакского района, расположенном на берегу реки Асава, между горами Чихан и Бакса, являются хранителями мордовской культуры. Здесь уже многие годы радует своим искусством народный фольклорно – этнографический ансамбль мордовской песни «Вастома». В этом году он примет участие в международном фестивале «Платок – символ Мира», который пройдет 5 февраля.

«Вастома» - в переводе с эрзянского означает встречу. Творческий коллектив ансамбля ориентирован на сохранение и возрождение традиционной самобытной мордовской песенной культуры, передачи её подрастающему поколению.

Ансамбль создан в 1993 году  на базе Садовского сельского Дома культуры. В составе коллектива 10 человек, возраст солистов – от 40 до 65 лет. «Вастома» хранит песни прабабушек, сохраняя и оберегая то, что когда-то привезли с родной Пензенской губернии их предки.

В 2003 году коллективу «Вастома» присвоено звание «Народный фольклорный - этнографический ансамбль».  Коллектив обладает замечательным, «настоящим» народным звуком - открытым и звонким. Поёт сложнейшее многоголосие. Слияние голосов по окраске звучания, насыщенности и глубине звука вызывает у слушателя волнение. Ансамбль поёт долгие протяжные песни, не сокращая стихотворный текст, что является необходимым условием исполнения фольклора. Сегодня в их репертуаре более 100 песен русского и мордовского народов.

Руководителем коллектива является Николай Артамонов, педагог – учитель мордовского и русского языка, философ по образованию. Николай Ефимович учительствовал в сельской школе села Садовка, которую со временем закрыли. Чтобы сохранить родное село, привить любовь к истории и культуре эрзянского народа, помимо ансамбля «Вастомы», он создал ансамбль «Сяткине», в котором занимаются юные сельчане. Таким образом, вастомовцы передают своё мастерство и талант  подрастающему поколению.

Руководитель народного фольклорно-этнографического ансамбля мордовской песни «Вастома» рассказал о мордовском костюме своего родного коллектива.

«Женский головной убор – панго, его делали из жёсткого каркаса из лыка или берёзы. Лобную часть убора расшивали мировым деревом с тремя уровнями (нижний, средний, верхний) с мордовскими знаками, которые обозначают солнце, звёзды и растения. Каждый узор является защитой, оберегом. Задняя часть украшался широкой лопастью – защитой спины.  Когда девушка выходила замуж, волосы заплетали в две косы и на голову одевали лыковый обруч, что означало - женщина замужняя. По-другому женский головной убор называется сорокой».

По древним поверьям, человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» —непокрытой головой.

Головной убор женщины был довольно сложным, особенно праздничный, который включал в себя до 12 предметов общим весом до 5 кг; украшался золотым шитьём, бисером, бусами, бахромой.

С непокрытой головой женщина не могла войти в церковь, традиция эта шла от времён язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и её близких, от злых сил.

Головные уборы мордвы отличались у замужних и незамужних женщин. Девушки пользовались узкой повязкой из обтянутого вышитой тканью и расшитого бисером картона. Замужние женщины имели разные головные уборы. Главное правило в том, что убор должен был полностью прятать волосы женщины.

Эрзянки предпочитали высокие конусовидные или цилиндрические панго, а мокша носили трапециевидные чепцы. Также использовали головные полотенца или платки. Традиционно женщины не жалели украшений для того, чтобы их убор отличался красотой и разнообразием.

Основная часть женского костюма представляет собой панар (рубашка), сшитая из белого полотна, украшенная ручной вышивкой. Были рубахи на каждый день и праздничные. Повседневные почти не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы злым силам дорогу преградить. На свадьбу, на праздники надевали рубахи, богато украшенные вышивкой. Эта вышивка —не только украшение, но и «оберег».  Считалось, что она оберегала хозяина или хозяйку от разных бед.

Вышивка представляла собой орнамент из определенных фигур и располагалась вокруг ворота рубахи (защищала шею), на подоле (защищала ноги) и, самое главное, —на рукавах, закрывающих женские руки, которые сеяли и жали, готовили пищу и ухаживали за детьми

Знаки добра вышивались разноцветными нитями в строго определённом порядке. Первоначально, в давние времена, рисунки – «обереги» имели прямой магический смысл. Шло время, уходили в прошлое старые верования, забывалось значение рисунков, но оставалась красота, понятная и близкая во все времена. По характеру вышивки, орнамента, цвету, можно было легко идентифицировать принадлежность женщины к той или иной этнической группе. Рубаха не имела воротника и очень походила на тунику. Эта часть костюма была у обеих этнических групп: и у эрзи, и у мокши. Поверх надевался передник — икельга патя, украшенный вышивкой. Всегда надевался красный нагрудник. Со временем начали шить сарафаны с «рукавами» (женскими рубашками).

Рубаху женщины - эрзя подпоясывали сложным украшением наподобие пояса – пулай. По тому, как украшен пулай можно было узнать о достатке женщины, о принадлежности её к определенному роду. Богатые мордовские женщины щедро украшали пояс ракушками, бисером, пришивали бусы, монетки, блёстки. В результате вес пояса мог достигать 6 килограмм.

Интересен тот факт, что каждая девушка-эрзя должна была изготовить такой пояс к своему совершеннолетию. И потом в течение всей жизни он был её неотъемлемым спутником. Мордовская женщина была обязана появляться среди мужчин только с пулаем.

Существовало два вида украшения пулая. Правая сторона была украшена вышивкой. Затем почти до колен пришивалась бахрома, чаще всего чёрного цвета, но по праздникам женщины заменяли её на синюю или зелёную. Верхняя одежда мордвы изготавливалась из холста и украшалась вышивкой, лентами. У эрзя она называлась руця и использовалась только в торжественных случаях. Мокша носили верхнюю одежду (мушкас) повседневно.

Огромное значение в народном костюме уделялось украшениям. Благодаря украшениям, женщина могла выразить своё настроение, подчеркнуть свой статус. Всегда обязательным украшением костюма были бусы. Декоративным центром нагрудных украшений является застёжка, которая закалывает ворот рубахи (сюлгам, сюл-гамо). Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником кргань-пирьф (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет.

Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финно-угорского народа России, в своём полном ансамбле даёт идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощённое в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин каури. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение. Коллекция одежды позволяет представить локальное разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов, особенности его составных элементов, ярко демонстрирует художественную одарённость народа и своеобразие его творческого мышления. Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен.

 «Я родом из Садовки. Раньше работал и жил в Стерлитамаке. Выйдя на пенсию, построил дом в родном селе и с 2008 года проживаю здесь. С тех пор я в ансамбле. Я люблю петь, играю на гармошке, это мне даёт душевный отдых. На гармошке начал играть только в 48 лет, научился самостоятельно. Мы поём и мордовские, и русские песни. В селе проводим разные мероприятия. Участвуем в конкурсах и фестивалях. Даже выступали в Нижнем Новгороде», - говорит участник ансамбля «Вастома» Иван Комболов.

 «Мы проводим все календарные мероприятия. Очень много народа собирается и на встречу, и проводы весны, на Новый год, на День Матери... «Вастому» - любят все, эта наша гордость! Этот ансамбль прославляет наше село по всей республике», - отметила заведующий сельским клубом села Садовка Людмила Анисимова.

Читайте нас: