УФА, 15 дек 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня день памяти видной башкирской поэтессы Фаузии Рахимгуловой, которая много лет творила замечательные стихи, пронизанные мудростью, добрым отношением к читателю, которые всегда призывали к взаимопониманию, участию и прощению.
Фаузия Абдулловна Рахимгулова родилась 15 декабря 1921 года в деревне Янурусово Стерлитамакского кантона БАССР, ныне Ишимбайского муниципального района Башкортостана. Рано осталась сиротой, воспитывалась в интернате. В 1935 году она поступила в Уфимский педагогический техникум, с 1938 года продолжила учебу в Башгоспединституте им. К.А. Тимирязева. В период Великой Отечественной войны работала на Уфимском моторостроительном заводе.
После войны Фаузия Абдулловна семь лет трудилась учительницей, затем завучем сельской школы, библиотекарем, несколько лет ‑ заведующей отделом в журнале «Пионер» (ныне - журнал «Аманат»), методистом республиканского культурно-просветительского методического кабинета. В 1967-1971 годах работала в журнале «Башкортостан кызы». В 1967 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве.
Творческой деятельностью Фаузия Рахимгулова начала заниматься еще в конце 30-х годов, но первую книгу стихов для детей «Близкий друг» поэтесса выпустила только в 1947 году. Много лет работавшая в школе и умеющая заглядывать в душу каждого ребенка, Фаузия Абдулловна очень скоро завоевала любовь маленьких читателей. Сборники стихов, такие как «Всегда вперед» (1954), «Мартовское солнце» (1959), «Песня Зайнаб» (1960), «Добро пожаловать» (1962), «Почему засмеялась чашка?» (М.,1968), «Ты чья дочь?» (1977) характеризуются увлекательностью сюжета, искренностью, жизнерадостностью взаимоотношений и написано всё это с удивительной добротой.
Поэтесса никогда не поучает мудрыми наставлениями, а пытается раскрыть мир в его ярких многообразных красках. При этом ее художественный арсенал широк: многозначность слова, иносказание, образные сравнения, новеллические приемы, неожиданные повороты событий, поэтика сказок, загадок, волшебные превращения. Юное поколение познает окружающий мир, смысл жизни, красоту родной земли через разнообразные поэтические формы и образы, мастером которых была поэтесса.
Фаузия Рахимгулова успешно работала и в области прозы. Книги рассказов «Красный платок» (1962), «Илгизар» (1969), «Волшебные семена» (1979), «Сила любви» (1984), тепло принятые читателями, продемонстрировали читателям новые грани таланта писательницы.
Поэтические сборники «Капельки поют» (1971), «Спутники» (1971), «Не тревожьте мои думы» (1973), «Около колыбели» (1982), «Пойте, мои птицы» (1986) открыли перед читателями душевный мир поэтессы, внешне ровные, неторопливые стихи без ярких красок. Но за внешней умиротворенностью в стихах постепенно раскрывается взволнованная, пылкая, неспокойная душа лирического героя.
Произведения поэтессы известны и русскоязычному писателю. Очень неплохие переводы ее стихов удавались Юрию Андриянову. Иногда они печатались в «Литературной газете». Отдельные стихотворения переводились на удмуртский, калмыцкий, бурятский и татарский языки.
По словам известного писателя и ученого Вафы Ахмадеева, сегодня невозможно представить башкирскую детскую литературу без произведений Рахимгуловой. Назар Наджми в эссе-обращении к Фаузии Рахимгуловой говорил, что им обоим не удалось вспыхнуть внезапно и гореть ярким пламенем, а пришлось мучительно долго, почти ощупью карабкаться по неизведанным тропам литературы. И это, наверное, самая точная оценка творчества Фаузии Абдулловны. В жизни она никогда не рисовалась, была немногословным и скромным человеком.
За заслуги в развитии национальной литературы Фаузии Рахимгуловой было присвоено высокое звание заслуженного работника культуры Башкирской АССР. Умерла она 21 октября 1996 года и похоронена на родине, в родной деревне.
В деревне Кияуково Ишимбайского района ее именем названа улица. В Уфе на доме, где жила поэтесса, установлена мемориальная доска.