50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею.
Проводились они на Большой спортивной арене Центрального стадиона
имени Ленина в Москве, что само по себе - явление уникальное. Ни один
вид спорта, кроме спидвея, не может считать местом своего рождения
главную спортивную арену страны. Уникальность проведения мотогонок
на гаревой дорожке в Лужниках заключается еще и в том, что они
состоялись всего за пару недель до международных соревнований по
легкой атлетике на приз братьев Знаменских и легкоатлетического матча
СССР - США. Существовала вероятность испортить дорожку и сорвать эти
соревнования крупнейшего масштаба. Но разрешение было дано, и было
найдено техническое решение: на дорожку накатали кирпично-глиняную
смесь, защитившую основное покрытие, которая затем была легко убрана.
Отец советского спидвея - шестикратный чемпион СССР по
мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам Владимир Карнеев сумел
зажечь своим энтузиазмом десятки людей, находившихся на разных, в том
числе, достаточно высоких уровнях спортивной власти. В 1957 году
Центральный автомотоклуб СССР закупил мотоциклы "Эсо" и "ФИС"
чехословацкого и польского производства, а через год стало возможным
проведение исторических соревнований.
Эти соревнования стали стартом к будущей спортивной славе
Башкортостана. В число участников, кроме гонщиков Москвы,
Ленинграда и столиц трех союзных республик - Минска, Риги и Таллина, были
включены два гонщика из Уфы - Борис Самородов и Николай Чернов. Уже
сам выбор в пользу столицы Башкирской АССР, доселе не имевшей
громкого имени в советском мотоспорте, можно считать сенсационным.
Еще более сенсационными оказались результаты их выступлений.
Борис Самородов, которому "по рангу" достался последний, 16-й
номер, стал победителем самого первого заезда в истории отечественного
спидвея, а затем - победителем первого дня гонок. Все три дня, а
соревнования проходили с 10 по 12 июня, Самородов пробивался в
финальный квартет, который оспаривал призовые места, два раза выходил
победителем. По сумме очков, набранных в основных заездах всех трех
гонок, первое место занял москвич Виктор Кузнецов, но на второе вышел
Самородов, а на пятое - Чернов. Уфа оказалась на первом месте по
среднему результату гонщика, опередив все столицы. А в начале августа
того же года, на том же стадионе обе гонки выиграл Самородов, а
в заключительной уфимцы сделали дубль.
С лета 1958 года началась золотая пора башкирского мотоспорта.
Зимой 1959-го на том же стадионе Борис Самородов стал первым
чемпионом РСФСР и СССР по мотогонкам на льду, весной открылся
гаревый трек на уфимском стадионе "Динамо", который в то время был
главным стадионом нашей республики. При аншлагах прошли матч СССР
- Польша и первый чемпионат СССР по спидвею, в котором первые два
места достались уфимцам - Фариту Шайнурову и Игорю Плеханову.
За полвека были у отечественного спидвея и взлеты, и неудачи. К
сожалению, в юбилейный год на постсоветском пространстве осталось
всего девять действующих треков, а в России - пять. До сих пор не удается
возродить спидвей в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерово,
Саратове и в его первой столице Уфе. Уже 10 лет у нас нет гаревой
дорожки и нет команды, носившей имя республики, которая 10 раз
становилась чемпионом СССР и первым чемпионом России. Поэтому
нынешний день рождения спидвея - грустный праздник.
Но хочется верить, что Башкортостан, сумевший вернуть себе
позиции мирового лидера в гонках на льду, сможет сделать это и в
спидвее, с которого все начиналось, что удастся воссоздать тот единый и
неразрывный организм, который функционировал и в "золотые 60-е", и в
более поздние годы, когда гаревые и ледовые гонки в Башкирии удачно
дополняли друг-друга.
Первопроходцы советского спидвея (результаты соревнований 10-12
июня 1958 года в Лужниках).
1. Виктор Кузнецов (Москва) - 53; 2. Борис Самородов (Уфа) - 50; 3.
Андрей Дежинов (Ленинград) - 46; 4. Георгий Плешаков (Москва) - 44; 5.
Николай Чернов (Уфа) - 40; 6. Сергей Старых (Московская область) - 38;
7. Владимир Терентьев (Москва) - 36; 8. Эдмунд Крузе (Рига) - 36; 9.
Виктор Симонов (Московская область) - 35; 10. Генрих Лемберг
(Ленинград) - 34; 11. Леонид Диоминский (Минск) - 26; 12. Велло
Ваадерпас (Таллин) - 26; 13. Евгений Зубович (Москва) - 22; 14. Сергей
Сабилло (Минск) - 22; 15. Юрий Бугров (Ленинград) - 17; 16. Эгилс Янсон
(Рига) - 12; 17. Иван Астафьев (Москва) - 7.
Те, кто был рядом с ними. Главным организатором, тренером
проведенного перед соревнованиями сбора и радиокомментатором был
заслуженный мастер спорта СССР Владимир Карнеев, помогали ему также
заслуженные мастера спорта СССР Павел Баранов и Юрий Кароль.
Трековые мотоциклы обслуживала группа механиков, в числе которых
были заслуженные мастера спорта СССР Александр Силкин и Николай
Шумилкин, а также Юрий Нарский. Большой вклад в организацию первых
соревнований по спидвею внесли начальник ЦАМК СССР Петр
Килимиченко, заведующий Большой спортивной ареной Николай
Разумовский и заместитель главного инженера стадиона Матвей Гольдин.
Судейскую коллегию гонок возглавлял Генрих Черкасский.
На снимках: момент гонок; Борис Самородов, Николай Чернов,
Владимир Карнеев, Виктор Кузнецов.
Фото из архива автора.
Автор: Николай Ермоленко