Новости Башкортостана и Уфы
91.69
-0.36
98.56
-0.08
82.82
-0.85
1+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
10 Июня 2008, 13:49

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею. Проводились они на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, что само по себе - явление уникальное. Ни один вид спорта, кроме спидвея, не может считать местом своего рождения главную спортивную арену страны. Уника...

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею. Проводились они на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, что само по себе - явление уникальное. Ни один вид спорта, кроме спидвея, не может считать местом своего рождения главную спортивную арену страны. Уникальность проведения мотогонок на гаревой дорожке в Лужниках заключается еще и в том, что они состоялись всего за пару недель до международных соревнований по легкой атлетике на приз братьев Знаменских и легкоатлетического матча СССР - США. Существовала вероятность испортить дорожку и сорвать эти соревнования крупнейшего масштаба. Но разрешение было дано, и было найдено техническое решение: на дорожку накатали кирпично-глиняную смесь, защитившую основное покрытие, которая затем была легко убрана.
Отец советского спидвея - шестикратный чемпион СССР по мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам Владимир Карнеев сумел зажечь своим энтузиазмом десятки людей, находившихся на разных, в том числе, достаточно высоких уровнях спортивной власти. В 1957 году Центральный автомотоклуб СССР закупил мотоциклы "Эсо" и "ФИС" чехословацкого и польского производства, а через год стало возможным проведение исторических соревнований.
Эти соревнования стали стартом к будущей спортивной славе Башкортостана. В число участников, кроме гонщиков Москвы, Ленинграда и столиц трех союзных республик - Минска, Риги и Таллина, были включены два гонщика из Уфы - Борис Самородов и Николай Чернов. Уже сам выбор в пользу столицы Башкирской АССР, доселе не имевшей громкого имени в советском мотоспорте, можно считать сенсационным. Еще более сенсационными оказались результаты их выступлений.
Борис Самородов, которому "по рангу" достался последний, 16-й номер, стал победителем самого первого заезда в истории отечественного спидвея, а затем - победителем первого дня гонок. Все три дня, а соревнования проходили с 10 по 12 июня, Самородов пробивался в финальный квартет, который оспаривал призовые места, два раза выходил победителем. По сумме очков, набранных в основных заездах всех трех гонок, первое место занял москвич Виктор Кузнецов, но на второе вышел Самородов, а на пятое - Чернов. Уфа оказалась на первом месте по среднему результату гонщика, опередив все столицы. А в начале августа того же года, на том же стадионе обе гонки выиграл Самородов, а в заключительной уфимцы сделали дубль.
С лета 1958 года началась золотая пора башкирского мотоспорта. Зимой 1959-го на том же стадионе Борис Самородов стал первым чемпионом РСФСР и СССР по мотогонкам на льду, весной открылся гаревый трек на уфимском стадионе "Динамо", который в то время был главным стадионом нашей республики. При аншлагах прошли матч СССР - Польша и первый чемпионат СССР по спидвею, в котором первые два места достались уфимцам - Фариту Шайнурову и Игорю Плеханову.
За полвека были у отечественного спидвея и взлеты, и неудачи. К сожалению, в юбилейный год на постсоветском пространстве осталось всего девять действующих треков, а в России - пять. До сих пор не удается возродить спидвей в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерово, Саратове и в его первой столице Уфе. Уже 10 лет у нас нет гаревой дорожки и нет команды, носившей имя республики, которая 10 раз становилась чемпионом СССР и первым чемпионом России. Поэтому нынешний день рождения спидвея - грустный праздник.
Но хочется верить, что Башкортостан, сумевший вернуть себе позиции мирового лидера в гонках на льду, сможет сделать это и в спидвее, с которого все начиналось, что удастся воссоздать тот единый и неразрывный организм, который функционировал и в "золотые 60-е", и в более поздние годы, когда гаревые и ледовые гонки в Башкирии удачно дополняли друг-друга.
***
Первопроходцы советского спидвея (результаты соревнований 10-12 июня 1958 года в Лужниках).
1. Виктор Кузнецов (Москва) - 53; 2. Борис Самородов (Уфа) - 50; 3. Андрей Дежинов (Ленинград) - 46; 4. Георгий Плешаков (Москва) - 44; 5. Николай Чернов (Уфа) - 40; 6. Сергей Старых (Московская область) - 38; 7. Владимир Терентьев (Москва) - 36; 8. Эдмунд Крузе (Рига) - 36; 9. Виктор Симонов (Московская область) - 35; 10. Генрих Лемберг (Ленинград) - 34; 11. Леонид Диоминский (Минск) - 26; 12. Велло Ваадерпас (Таллин) - 26; 13. Евгений Зубович (Москва) - 22; 14. Сергей Сабилло (Минск) - 22; 15. Юрий Бугров (Ленинград) - 17; 16. Эгилс Янсон (Рига) - 12; 17. Иван Астафьев (Москва) - 7.
Те, кто был рядом с ними. Главным организатором, тренером проведенного перед соревнованиями сбора и радиокомментатором был заслуженный мастер спорта СССР Владимир Карнеев, помогали ему также заслуженные мастера спорта СССР Павел Баранов и Юрий Кароль. Трековые мотоциклы обслуживала группа механиков, в числе которых были заслуженные мастера спорта СССР Александр Силкин и Николай Шумилкин, а также Юрий Нарский. Большой вклад в организацию первых соревнований по спидвею внесли начальник ЦАМК СССР Петр Килимиченко, заведующий Большой спортивной ареной Николай Разумовский и заместитель главного инженера стадиона Матвей Гольдин. Судейскую коллегию гонок возглавлял Генрих Черкасский.
На снимках: момент гонок; Борис Самородов, Николай Чернов, Владимир Карнеев, Виктор Кузнецов.
Фото из архива автора. Автор: Николай Ермоленко
Теги:юбилеи
Читайте нас: