Все новости
Спорт
26 Сентября 2021, 15:38

Какого памятника заслуживает прославленный мотогонщик из Башкирии Борис Самородов

Вячеслав Стрижевский
Вячеслав Стрижевский
26 сентября 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения уфимца Бориса Александровича Самородова – заслуженного мастера спорта СССР, чемпиона мира и Европы по мотогонкам на льду, вице-чемпиона мира в командных гонках по спидвею, многократного чемпиона СССР и РСФСР по обоим видам трековых гонок, а еще вице-чемпиона СССР по гонкам на ипподроме и победителя всесоюзной Спартакиады и призера первенства России по мотокроссу.
В начале Великой Отечественной войны семья Самородовых эвакуировалась в Уфу из Рыбинска вместе с Рыбинским моторостроительным заводом, который стал мощной базой для развития УМЗ, впоследствии переименованного в УМПО, да так и осталась в столице Башкирии (отец будущего чемпиона Александр Иванович ушел на пенсию с должности начальника транспортного цеха УМЗ). В годы войны совсем юный Борис Александрович, разумеется, учился в школе, а первым видом спорта, которым он увлекся, была... борьба.
Но в Уфу эвакуировался и ленинградский завод «Красный Октябрь», в мирное время выпускавший также мотоциклы, а среди сотрудников оказался чемпион СССР по мотоспорту Антон Мустейкис. И рядом с заводом, на коротком участке шоссе уже во время войны начали проводить мотогонки – популярные в довоенное время спринты. А после войны начались и мотокроссы. В них участвовал и Александр Самородов, и поэтому не удивительно, что вскоре на старт соревнований по мотокроссу, вышел и его сын Борис.
Свои первые награды с соревнований всероссийского уровня Борис Самородов завоевал в июле 1957 года в Вологде, где проходили первенство РСФСР и ДОСААФ СССР по мотокроссу. В классе 350 кубических сантиметров Самородов уже на третьем из девяти кругов вырвался вперед и мчался к победе, все увеличивая отрыв от соперников. Но на последнем круге застрял в болоте, а пока выбирался, его обогнал местный гонщик Евгений Федоров, видимо, хорошо знавший особенности трассы.
Этот мотокросс был описан в журнале «За рулем», благодаря чему о Самородове впервые узнала вся страна.
А уже в 1958 году мчащегося к победе уфимца увидели на экранах всех кинотеатров СССР, в новостных киножурналах, демонстрировавшихся перед показом художественных фильмов. А тогда в кино ходили буквально все!
Что же случилось? А вот что: 10 июня 1958 года Борис Самородов стал победителем первых в истории соревнований по спидвею в СССР, состоявшихся на гаревой дорожке главной спортивной арены Союза – Большой спортивной арены Центрального стадиона имени Ленина в Москве. Через полгода, уже на льду БСА, он стал чемпионом РСФСР и СССР в классе 350 куб.см.
Так успешно начавшийся 1959 год чуть не стал последним в спортивной биографии Бориса Самородова. В апреле в Одессе на одной из контрольных гонок первой сборной СССР по спидвею он упал и сломал ногу. Перед следующими сборами – в Ровно ему был снят гипс. Однако всего через несколько часов у врача, совершившего эту приятную для спортсмена операцию, глаза полезли на лоб: Самородов снова предстал перед ним, но уже с переломами таза. Причем несчастье произошло не на треке, а на улице. В то время даже в больших городах машин было немного, что уж говорить про Ровно. Тем не менее, нашелся грузовик, который сбил мотоцикл с проезжавшими на нем двумя членами сборной СССР по спидвею, одним из которых оказался Борис Самородов. Вот после этого многие предположили, что вряд ли он еще выйдет на трек, даже если из больницы выйдет не калекой.
Но Самородов показался на треке довольно скоро, уже в сентябре того же года, на уфимском стадионе «Динамо», где проводился первый чемпионат СССР по спидвею. Правда не в качестве гонщика, а в качестве одного из судей. А уже в декабре выехал на лед и принял участие в третьем розыгрыше приза Совета Министров Башкирской АССР. Однако зима 1960 года больших достижений не принесла - сдерживало опасение получить новую травму.
Но лето все изменило. Самородов стал прежним – быстрым и отважным. И началась серия его побед и на гари, и на льду. Уже в 1962 году в зарубежной прессе его называли чемпионом мира по гонкам на льду, хотя до проведения первого официального чемпионата мира оставалось четыре года. А потом начался триумфальный период, когда счет победам и медалям уже перестал вестись.
Тут уже легче сказать, чего не удалось добиться. В 1963 году Самородов впервые попал в финал личного чемпионата мира по спидвею. В Лондоне на «Уэмбли» он набрал 11 очков и занял четвертое место, значительно превзойдя предыдущие достижения Игоря Плеханова. Но 11 очков были набраны всего за четыре заезда, а в самом первом судья исключил Самородова как виновника группового падения на первом повороте. Был ли он виновником на самом деле, и тогда, и сейчас сказать трудно. Было бы справедливее допустить к перезаезду всех участников, но такая методика стала практиковаться значительно позже.
В 1969 году на финале чемпионата мира по гонкам на льду, впервые проходившего в Инцеле (ФРГ), Самородов был исключен за фальстарт как раз в заезде с Габдрахманом Кадыровым. Так решил судья – немец Трауншпургер. Но 12 тысячам немцев-зрителей показалось, что виновником был вовсе не Самородов. Свое недовольство решением рефери они выражали не только криками и свистом, но и бросанием на лед бутылок и жестяных банок. Старт перезаезда затянулся на 40 минут, но судья не изменил своего решения.
Снова в Инцеле Самородов оказался в 1973 году – через три года после того, как официально завершил спортивную карьеру и перешел на тренерскую работу. Предшествовал этому полуфинал чемпионата мира, проходивший в Уфе на стадионе «Строитель» при аншлаге. И причиной аншлага была не только небывалая реклама, но и объявление, что среди участников гонок снова будет Борис Самородов. Тренеру пришлось снова надеть свой красный комбинезон, специально сшитый для него и подаренный приехавшими в Уфу англичанами, поскольку два его подопечных из сборной СССР по разным причинам не смогли принять участие в соревнованиях.
В итоге Самородов, три года практически не садившийся на мотоцикл, заряженный мощной поддержкой трибун, с каждым заездом ездил все быстрее, даже обновил рекорд трека и уверенно попал в финал.
Снова его главным соперником в Инцеле был Габдрахман Кадыров. В первый день Кадыров выиграл все заезды – 15 очков, Самородов уступил только ему – 14. Во второй день в 12-м заезде Самородов взял реванш, счет сровнялся – 23:23. Все шло к тому, что чемпион мира определится в дополнительном заезде. Однако он определился уже в следующей серии. Кадыров свой заезд выиграл, а выступавший в следующем Самородов упал – спустила шина. В результате – "только" серебряная медаль.
В конце 90-х годов Бориса Самородова, как и тысячи приверженцев мотоспорта мучил вопрос: когда же в Башкирии возродятся гонки на льду (а их не было уже девять лет)? Обстоятельства сложились так, что уже в 2000 году в Уфе удалось провести первый ледовый Мемориал Габдрахмана Кадырова, а летом того же года решением правительства был создан спортклуб имени Г. Кадырова (ныне Центр технических видов спорта), а Самородов был назначен в нем старшим тренером. Гонки на льду возродили, медалей завоевали еще больше, чем в «золотые шестидесятые», зато в Уфе исчез спидвей.
И снова впереди оказался Борис Самородов, напомним, победитель первых соревнований по спидвею в СССР. В 2010 году гонщики команды «Башкирия» (Уфа) – 10-кратного чемпиона СССР по спидвею, написали обращение к президенту РБ Рустему Хамитову с просьбой помочь возрождению спидвея в его прежней столице и колыбели Уфе, и первой в этом письме стояла подпись Бориса Самородова. Осенью того же года президент Башкирии встретился с президентом Федерации мотоспорта России Александром Лункиным, после чего было объявлено о цели сделать Уфу «Меккой мирового спидвея».
Борис Самородов так этого и не дождался – умер 13 февраля 2016 года.
Однако знамя возрождения спидвея в Уфе поднял Артур Ахметханов. Только что назначенный вице-премьером Правительства РБ, Артур Фарвазович посетил Центр технических видов спорта имени Г. Кадырова, а затем, выступая на открытии соревнований по мотогонкам на льду прямо заявил о необходимости возрождения в Уфе мотогонок по гаревой дорожке. Артур Ахметханов признался, что в 80-е годы посещал все соревнования по спидвею на стадионе «Труд», знает всех гонщиков той поры, ну и конечно, почитает прославленного первопроходца Бориса Самородова. К сожалению, приступить к осуществлению своей мечты он не успел…
Глава республики Радий Хабиров недавно поставил задачу сохранить память о прославленных земляках. В этом свете было бы неплохо вспомнить и о наших мотогонщиках, которые более полувека назад прославили и республику, и ее столицу не только на весь Советский Союз, но и за его пределами, имена которых знал каждый житель Башкирии. Возрождение спидвея в Уфе к ее юбилею стало бы лучшим памятником славной плеяде во главе с Борисом Самородовым.
Автор:Николай Ермоленко