Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 72.72 ↓

EUR 85.20 ↑

24 сентября Пятница

Уфа   °

Айсылу Кушегенова: «Наше наследие - в наших руках»

ОБЩЕСТВО

В Старобурновской школе Бирского района, где преподает молодой педагог, все 113 детей изучают башкирский язык как государственный: первоклассники — внеурочно, учащиеся со второго по девятый класс — на уроках.

Айсылу Кушегенова — выпускница Бирского филиала БашГУ, родом из Учалов. Выйдя замуж, стала жительницей этого района. Биолог по образованию, она прошла переподготовку и уже три года преподает башкирский язык, а также ведет экологический кружок. Интерес к родному языку сформировался еще в школьные годы. Айсылу училась в башкирском лицее и сегодня многое может дать своим ученикам.

— Мои родители — башкиры, в семье говорили и на башкирском, и на русском языках, — рассказала Айсылу. —Всегда мечтала о профессии учителя. Примером для меня стала двоюродная сестра. А в моей семье — полный интернационал. Муж — казах. Подрастают двое девочек — девятилетняя Алия и семилетняя Айдана. С ними частенько говорю на башкирском.

Учителю удается заинтересовать детей историей и культурой республики, национальным языком. Первоклассникам дает информацию в игровой форме. Малыши знакомятся со сказками и стихами, смотрят мультики и документальные фильмы, поют песни. С второклассниками уже легче — они приходят подготовленными к теме.

— Башкирский язык – родной язык для многих, поэтому проблем с его изучением не возникает ни с детьми, ни с родителями. Школьники узнают башкирские народные традиции и обычаи, фольклор, географические названия, — говорит Айсылу.

Конечно, один час башкирского языка в неделю по учебному плану маловато. Тем более что учебник рассчитан на два часа. Но Айсылу Кушегенова старается наполнить урок содержанием до максимума. На нынешнем августовском педсовете в числе других обсуждалась и проблема правильного выбора при изучении родных языков. Он должен определяться на добровольной основе, и многое здесь зависит от работы с родителями.

— Согласна с мнением руководителя Центра социокультурных исследований Института стратегических исследований АН РБ Юлдаша Юсупова. Главная задача изучения любого родного языка — сохранить его в семье, сохранить наше наследие — традиционную речь, — пояснила Айсылу Кушегенова.

Также на совещании было предложено приступить к цифровизации северо-западного диалекта башкирского языка. Образцы речи, сказки, кубаиры, мунажаты обрабатываются программистами, и на этой базе создается электронная обучающая программа, то есть возможность изучать не только литературную норму, но и язык своей семьи, своих родных. Этот проект можно реализовать только с участием родителей. Молодой учитель готова прислушаться к рекомендациям педсовета и планирует больше внимания уделять работе детей с интернет-ресурсом «Башархив», приобщать детей к работе с первоисточниками.

 

ИА «Башинформ»

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Лонгриды
закрыть