Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
4 Февраля 2022, 21:49

Участники фестиваля «Платок - символ Мира» показали татарские обряды и традиции

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

III Международный фестиваль «Платок - символ Мира» раскрывает таланты и продолжает знакомить с культурой покрытия женщины. Сегодня сельский дом культуры села Новомурапталово Куюргазинского района превратился в платочное царство.

Издавна люди верили, что здоровье и благополучие семьи, а то и всего рода, зависит от того, насколько правильно соблюдаются обычаи, поэтому семейные традиции, народные обряды трепетно сохраняются татарским народом. История татарского народа, своими корнями уходящая ещё в VI–IX века, славится своим богатством и разнообразием, а культура известна не только в родной стране, но и за её пределами. Интерес к татарским традициям и обычаям распространяется все больше благодаря самобытности и индивидуальности, которые выделяются на фоне других культур.

Артисты дома культуры приготовили показ татарского обряда «Килен төшөрөү» или «Встреча невесты в доме жениха», неотъемлемой частью которого является покрытие невесты платком.

Свадьба является важнейшим событием в татарских семьях, поэтому практически всегда празднуется с большим размахом. Дата намечается заранее для того, чтобы успеть завершить все приготовления и достойно провести торжество. Самым первым этапом является сватовство и переговоры родителей со стороны жениха и невесты. Татарские традиции и обычаи предполагают довольно строгие правила, где новобрачные играют не такую значимую роль, как родители и старшие родственники. Именно они одобряют брак, обсуждают все нюансы свадебного торжества.

На семейном сборе не обговаривается преданное невесты, оно остаётся в секрете. Согласно традициям раньше семье невесты выплачивался калым (выкуп), в некоторых случаях разрешалось выплачивать по частям.

Свадебное торжество и подготовка занимает несколько месяцев. За это время жених должен успеть купить подарки невесте, её родным и всем близким родственникам, которые приглашены на праздник. Невеста же вместе с родителями продолжает готовить приданое, которое в татарской культуре имеет важнейшее значение.

Из-за того, что праздник длится не один день, многие семьи предпочитают устраивать его у себя дома, но только если позволяют просторы жилища.

Свадебное торжество — начинается и заканчивается молитвой муллы. Близкие родственницы и подруги молодых освящают брачное ложе — для этой цели они расправляют постель, перины, кладут монеты в блюдце, расположенное у изголовья кровати.

После первой брачной ночи молодую пару ожидают омовения в бане — свадебные обряды, направленные на счастливую и безбедную жизнь.

В старые времена после первой брачной ночи мужчина оставался с молодой женой только на неделю, после чего возвращался к своим родителям, не забывая каждую ночь посещать супругу.

Такие посещения могли длиться до 1-2 лет. Этот срок давался мужчине для того, чтобы он сумел построить дом для молодой семьи или накопить достаточное количество денег для того, чтобы полностью выплатить оставшуюся часть калыма. Во время переезда в новый дом пара устраивала повторное свадебное торжество.

Огромное внимание уделяется нарядам новобрачных, которые строго подбираются в соответствии с татарскими традициями. Образ жениха не особо отличается от привычного европейского типа — чёрный или тёмно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Но обязательным атрибутом является национальный головной убор — тюбетейка! Она может быть, как однотонной, так и с вышивкой. Свадебное платье невесты должно наглядно олицетворять невинность, скромность и покладистость самой женщины. Наряд из плотной белой ткани обязательно покрывает все части тела, кроме кистей рук и лица. Ни в коем случае нельзя оставлять открытыми плечи, шею или голову.

«Фестиваль платка направлен на восстановление забытых традиций. В современном мире представители прекрасной половины человечества начали забывать о платках, они остались где-то в прошлом.  Платок — это нежность, это женственность, это загадочность. И он идёт всем, у платка нет возраста. Раньше у богатых татар были гыжылшэли - узорчатые шали из шёлковых ниток. Они в основном были белого цвета и с бахромой. Три года назад, когда впервые провели фестиваль платка, мы со всего села собирали платки, залежавшиеся в сундуках у мурапталовцев и там нашли старые модные гыжылшэли. Им уже по 70 лет, тем не менее они сохранили свою нежность. По моим наблюдениям, вот уже за три года, с момента проведения первого фестиваля, многие люди возвратились к платку, и он всем идёт и делает нашу жизнь ярче», - рассказал заведующий культурно-постановочной частью Мурапталовского СДК Венер Хамитов.

«Сегодня мы показали обряд «Килен төшөрөү» (встреча невесты). «Килен төшөрөү» является одним из самых ярких, эмоциональных и наполненных содержанием обрядов. Обряд встречи невестки в доме жениха относится к послесвадебным церемониям. Это долгожданный момент для родственников мужа, поскольку многие из них ещё не видели новоиспечённую родственницу.

За порогом дома молодых встречают с белой пуховой подушкой. Согласно обычаям, невеста наступает на эту подушку, затем свекровь с чашами, наполненными мёдом и маслом, угощает её и говорит: «Будь, как мёд, сладкой и как масло, податливой!» («Бал кеүек татлы бул, май кеүек йомшаҡ бул!»). Ритуал с подушкой означал пожелание доброго нрава и спокойной жизни, с мёдом и маслом — сладко речивости и мягкости в обращении с другими. Затем свекровь накрывает сноху пуховым платком, что означает бережное отношение к здоровью для здорового потомства и что она рада принять невестку как нового члена семьи.  Невеста приходит в дом жениха с сундуком, наполненным подарками — вышитые полотенца, платочки подтверждают её умелость, мастерство и трудолюбие. Все эти действия совершаются под добрыми и искренними пожеланиями в адрес молодожёнов», — рассказывает художественный руководитель СДК села Новомурапталово Насима Шамсутдинова.

Активная участница самодеятельного творчества Зиля Симакатова сама для себя шьёт татарскую национальную одежду. Мастерица детально рассказала о татарской национальной женской одежде.

«С давних времён татарская национальная одежда считалась самой красивой. Девушки и женщины шили её своими руками, вышивали и украшали изделия. Детская и взрослая женская одежда отличалась своеобразием. Детские платья были на уровне колен, на них надевался камзул, иногда под платьями носили штанишки, что было удобно для активных игр. Девочки носили небольшие калфаки или косынки. Взрослая женская одежда была длинной. На платье надевался камзул и поверх нагрудник. Каждая девушка и женщина украшала нагрудник по-своему. Юные девушки заплетали волосы в две косички, а замужние женщины — в одну косу. Татарским головным убором является калфак — тюбетейка.  Деревенские и городские жители отличались калфаками. Калфаки или тюбетейки можно было надеть посередине головы или чуть-чуть с боку. Калфак бывает высокий или низкий, зависит от статуса женщины, обычно он бывает вышитый бисером, жемчугом. Под калфаком женщины надевали платок из лёгкой ткани, скрывающий плечи и волосы. В холодное время калфак сверху накрывали шалью. Также калфак можно носить без платка, с украшениями в ушах и на шее. Сельские женщины надевали низкие калфаки, так как они были удобнее.  Татарская национальная одежда всегда была светлых ярких цветов (белый, розовый, красный, голубой), платья украшались вышивками в форме цветков с лепесточками, кувшинок и народными орнаментами, в основном преобладал орнамент округлённой и растительной формы. Мусульманская женщина в первую очередь должна быть скромной, что является ценной чертой характера».

Насима Шамсутдинова показала и рассказала о платках, которым более 70 лет, доставшиеся ей от сестры с Оренбургской области. Старинные платки «живые», нежные. Их носили только на праздники. Несмотря на возраст, они сохранили свою красоту.

Культура татарского народа многогранна, обладает высоко художественной ценностью и духовностью. Бережное отношение к своим традициям, языку и истории обеспечивает сохранение единства татарского народа в мировом масштабе. Даже в таком маленьком селе, как Новомурапталово, есть центр татарской культуры, объединяющий людей всех возрастов. И стар и млад здесь найдёт поддержку, занятие и своим участием обеспечит преемственность поколений.

Автор:Азат Гиззатуллин
Читайте нас: