Константин Толкачев считает целесообразным проведение ревизии
состояний российских олигархов. "Ясно, что Билла Гейтса среди них нет,
а, по мнению как российских, так и зарубежных аналитиков, накопление
многомиллиардных состояний происходило с использованием
различного уровня коррупционных механизмов", - заявил спикер
башкирского парламента, выступая на состоявшемся в Москве заседании
Совета законодателей - Совета по взаимодействию Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов РФ.
Заседание, в котором приняли участие Президент РФ Дмитрий Медведев
и Председатель СФ Сергей Миронов, было посвящено законодательному
обеспечению противодействию коррупции.
Обращаясь к участникам заседания, Председатель Государственного
Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев
заметил, что коррупция обнаруживаются как в государствах с
тоталитарным, так и демократическим режимом, как в экономически и
политически слаборазвитых странах, так и в супердержавах, она
сопутствует всей истории развития человечества. Он напомнил слова
итальянского писателя и дипломата Никколо Макиавелли, сравнившего
коррупцию с чахоткой, которую вначале трудно распознать, но легче
лечить, а если она запущена, то легко распознать, но излечить трудно.
Константин Толкачев среди факторов, способствующих
распространению коррупции в нынешнем обществе, назвал сложность
структуры власти, наличие множества бюрократических процедур,
порождаемых самими чиновниками, неадекватность внешнего и
внутриорганизационного контроля деятельности органов
государственной власти.
"Прямую коррупционную опасность представляют широко
используемые в законодательстве как федеральном, так и региональном,
так называемые бланкетные нормы, - сказал Толкачев. - Возможности для
коррупционных проявлений видятся здесь в том, что законодатель
оставляет право более конкретного регулирования определенных
отношений органам исполнительной власти, которые как бы
провоцируются законодателем на создание удобных, в первую очередь им
самим, условий".
Это в конечном счете приводит к неоправданному раздутию прав
различных государственных органов относительно подзаконного
нормотворчества, способствует установлению коррупционно опасных
правоотношений.
По мнению Толкачева, борьба с коррупцией должна проводиться по
всему фронту политической, экономической и законодательной
деятельности, а реализация подобной программы потребует серьезного
обеспечения и специфических политических условий, а для
противостояния росту этого социального зла и его минимизации
потребуется не меньшая политическая воля, чем та, которая
демонстрировалась на самых сложных этапах предшествующих
преобразований в России.
Среди названных Председателем Госсобрания РБ направлений
антикоррупционной деятельности, свободный доступ к информации и
независимые СМИ, прозрачная власть, прозрачные властные процедуры,
общественное участие в процессах предотвращения коррупции, кодексы
этики для политиков, чиновников, предпринимателей, сильная и
независимая судебная власть, законодательство, не допускающее
возможность появления коррупции, сокращение численности
чиновнического аппарата как носителя коррупционного потенциала,
сокращение присутствия государства в экономике и других сегментах
социальных отношений, развитие партийной системы и других
институтов гражданского общества, формирование правовых традиций и
антикоррупционного правосознания, широкое использование карательно-
репрессивных методов, публичность и мониторинг всех
антикоррупционных мероприятий.
Константин Толкачев подчеркнул, что проблема противодействия
коррупции, которая пронизывает как структуры государственной власти,
так и органы местного самоуправления, приобрела общенациональный
характер, и ряд принципиальных вопросов может регулироваться и
решаться только на федеральном уровне.
Более конкретным предложением Толкачева, в качестве правовых
мер противостояния коррупции было бы полезным принятие российских
законов "О правовом статусе субъектов РФ в сфере противостояния
коррупции" и аналогичный - для муниципальных образований, в которых
должны быть ясно определены объем и содержание правомочий, в рамках
реализации которых и регионы, и муниципии могли бы осуществлять
самостоятельную антикоррупционную политику, не вторгаясь в предмет
ведения Центра.
Остановившись на законотворческом опыте Республики
Башкортостан, Константин Толкачев напомнил, что республиканский
закон "О борьбе с коррупцией" был принят еще в 1994 году, в условиях
отсутствия какого-либо аналогичного закона как в субъектах Российской
Федерации, так и на федеральном уровне. И потерял свою эффективность
этот закон лишь в последние годы, по мере заполнения пробелов в
федеральном законодательстве.
"Анализ антикоррупционных законов, действующих сегодня в
некоторых субъектах, показывает, что они представляют собой ни что
иное, как набор диспозиций-рекомендаций, не обеспеченных, как
правило, как санкциями, так и организационными усилиями, - сказал
Председатель Госсобрания РБ. - Действительность такова, что ни суд, ни
прокуратура, ни другие правоохранительные органы не проявляют
интерес к защите регионального законодателя.
Еще в 2001 году мы совместно с ЕС, предприняли попытку
разработать проект "Антикоррупционная реформа в Республике
Башкортостан", но, к сожалению, объем региональной компетенции
оказался неадекватным выводам проекта, вследствие чего результаты
работы выразились лишь в форме рекомендаций федеральному
законодателю".
Константин Толкачев также отметил, что "особенно в последние
годы субъектами Российской Федерации в Государственную Думу было
направлено огромное количество законопроектов антикоррупционного
характера, но практически ни один из них не приобрел статус
федерального закона". В качестве примера он привел внесенный еще в
2002 году Государственным Собранием - Курултаем Республики
Башкортостана проект федерального закона "О внесении дополнения в
Трудовой кодекс РФ", ограничивающий совместную службу
родственников в одной и той же государственной или муниципальной
организации, если их служба связана с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
"На наш взгляд, принятие такого дополнения в Трудовой кодекс
послужило бы определенным препятствием для многих нарушений не
только в сфере трудовых отношений, но и явилось бы сдерживающим
фактором отдельных видов коррумпированности, - сказал Толкачев. -
Однако наша инициатива "гуляла" по многочисленным кабинетам до
сентября 2006 года и в конце концов была благополучно отклонена".
Автор: Николай Ермоленко