31 марта исполняется 15-я годовщина подписания Федеративного
договора, который сыграл особую роль в сохранении целостности
Российской Федерации.
Развал Советского Союза произошел в результате чрезмерной
унитаризации и централизации полномочий в центре, неспособности
советского государства адаптироваться к меняющимся условиям
развития общества. Этот развал автоматически мог перейти и на РСФСР.
Поэтому на фоне подготовки Союзного договора возникла идея
подписания Федеративного договора внутри РСФСР.
Рабочая группа, которая занималась его разработкой, - ее возглавил
Рамазан Абдулатипов - объявила конкурс. На конкурс было представлено
более 70 проектов договора, причем самых различных. Одни
настаивали на том, чтобы субъектами Федерации являлись только
республики. Другие предлагали образовать русскую республику,
которая заключит договоры со всеми остальными...
Принципиальная позиция разработчиков Федеративного договора
заключалась в том, что договор не учреждает Российскую Федерацию,
а упорядочивает отношения между Федерацией и ее субъектами.
Кстати, этот момент до сих пор так и не понят некоторыми нашими
политиками и учеными. Более того, некоторые из них до сих пор
склонны считать, что Федеративный договор положил начало
сепаратизму в России, размыванию государственной власти.
"Утверждать подобное, значит, ставить телегу впереди
лошади, - пишет в одной из своих статей Рамазан Абдулатипов. -
Сепаратизм расцвел задолго до подписания Федеративного договора.
Причем он был не только национальный, но и региональный. Вспомните,
сколько было разговоров о создании Уральской республики,
Дальневосточной, Центральной... Сепаратизм могла остановить лишь
более гибкая система государственного устройства, способная
адаптироваться к меняющейся ситуации в стране. И в этом смысле
Федеративный договор, разграничив полномочия центра и субъектов
Федерации, поставил преграду на пути развала России".
Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года
республиками, входящими в российское федеративное государство,
(его не подписали тогда только Татарстан и Чечня) носил компромиссный
характер и достаточно корректно скоординировал интересы центра
и регионов. Буквально через несколько дней, 10 апреля 1992 года,
VI Съезд народных депутатов России одобрил Федеративный договор и
постановил включить его как составную часть в текст Конституции
Российской Федерации. Федеративный договор включил в себя три
близких по содержанию договора о разграничении полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами власти
субъектов Федерации всех трех типов - республик; краев, областей
и городов федерального значения: Москва и Санкт-Петербург; автономных
областей и автономных округов. В действующую Конституцию России 1993 года
договор не входит. Но статья 11 Основного Закона четко определяет,
что разграничение предметов ведения и полномочий в России осуществляется
Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными
договорами. То есть подчеркивается основополагающий характер
этого документа для регулирования федеративных отношений в стране.
Надо отдать должное разработчикам договора, нашедшим то
рациональное зерно, которое позволило обеспечить баланс интересов
различных субъектов Федерации, сохранив при этом их специфику.
По сути, договор юридически закрепил их реально существующую
разнотипность. Все субъекты Федерации равноправные - имеют одни
и те же права и полномочия, равные обязанности в социальной,
экономической и культурной областях. В то же время за республиками
закрепляется статус государства. Каждый из трех документов,
составляющих Федеративный договор, содержит перечень полномочий
Российской Федерации, федеральных органов власти. Определен
и круг полномочий, которые относятся к совместному ведению
федеральных органов государственной власти и органов власти
субъектов Федерации. Все другие полномочия не перечисляются,
и отсюда - простор для самостоятельного их решения субъектами
Федерации.
Башкортостан подписал Федеративный договор, приобщив к нему
специальное Приложение, которое стало правовой базой для дальнейшего
развития двусторонних отношений между Россией и нашей республикой.
Этот документ, базировавшийся на Декларации о государственном
суверенитете Башкортостана, имел принципиальное значение для
укрепления его экономической и политической самостоятельности.
Такой стратегический курс имел широкую общественную поддержку:
на первом республиканском референдуме 25 апреля 1993 года
75,5 процента участвовавших в голосовании (более 52 процентов
избирателей) выступили за экономическую самостоятельность
республики и ее договорные отношения с Российской Федерацией
на основе Федеративного договора и Приложения к нему от Башкортостана.
Федеративный договор, безусловно, открыл новый этап в
развитии внутригосударственных отношений. Его важнейшей составляющей
стали двусторонние договоры между федеральным центром и регионами,
определившие взаимосогласованный объем прав и обязанностей.
Первыми такие договоры с Москвой заключили Татарстан и Башкортостан,
затем - еще более половины субъектов Федерации. Такая договорная
практика логически предопределена Конституцией и Федеративным
договором. Тем более, что во многих федерациях вообще нет
понятия "совместные полномочия". Разработчики рассчитывали
на то, что вслед за договором законодатель расшифрует совместные
полномочия, распишет их по пунктам. Но этот процесс, мягко говоря,
затянулся на годы. Только в последнее время начались какие-то
подвижки в сфере разграничения полномочий центра и регионов.
Как отметил в своем Послании народу и Государственному
Собранию - Курултаю РБ 2006 года Президент Башкортостана
Муртаза Рахимов, федеральными органами власти поддержан
ряд конструктивных предложений Башкортостана и других субъектов
Федерации. Главы субъектов Федерации получили право на организацию
взаимодействия и координацию деятельности региональных органов
исполнительной власти и территориальных органов федеральной
исполнительной власти. Президентом страны поставлена задача
передачи регионам ряда федеральных полномочий. В то же время
Президент Башкортостана выразил тревогу по поводу того,
что передаются те полномочия по предметам совместного ведения,
осуществлять которые в полном объеме затруднительно или даже
невозможно. Федеральный центр фактически перекладывает на
субъекты многие социальные обязательства государства, не
подкрепив их соответствующим финансированием. К тому же
происходит это на фоне изменений межбюджетных отношений и налоговой
системы далеко не в пользу регионов. Такая несбалансированность
создает дополнительные трудности на местах и провоцирует
социальную напряженность. В Послании также подчеркнуто, что
совершенствование договорных отношений Российской Федерации и
ее субъектов остается стратегическим направлением государственной
политики.
Учет региональной, этнической и местной самобытности
является важнейшим принципом федерализма. И этот принцип
в полной мере был реализован в Федеративном договоре.
Автор: Марина Шумилова