Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
15 Февраля 2022, 15:37

Ансамбль «Воскресенские венцы» из Мелеузовского района – участник фестиваля «Платок символ Мира»

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

III Международный фестиваль «Платок символ Мира» познакомился с историей села Воскресенское Мелеузовского района. Визит в село был обусловлен знакомством с коллективом «Воскресенские венцы». Интересно, что последняя коллекция сценических костюмов фольклористов сшита из Павлопасадских платков! Коллекция изготовлена местным дизайнером сценической одежды – Ниной Синюковой.

В сельском доме культуры мы познакомились с рецептами изготовления знаменитой воскресенской лапши, старинным обрядом «сучения» свечей, познакомились с местным диалектом и обнаружили словарик от воскресенских старожилов, прошли мастер-класс по изготовлению куклы – желанницы и соприкоснулись с местным фольклором. Гидом нашим была Наталья Смирнова, ведущий культ организатор Воскресенского сельского дома культуры, геогид геопарка «Торатау».

«Воскресенское - единственное духовное село Башкортостана по состоявшимся традициям. Здесь живут потомки переселенцев из Тульской, Рязанской, Псковской губернии. Мы сохранили свой поразительный диалект, обряды, традиции, обычаи, мы ими не разбрасываемся, мы ими годимся и показываем их всем гостям нашего села.

История села связана с медеплавильным заводом, с горнозаводской колонизацией башкирских земель, с переселения крепостных... На медеплавильном заводе работали, начиная с 1745 года, в основном местные башкиры и каторжные. Постепенно образовывалось село, которое получило название Воскресенское (так называлась протекавшая поблизости речка). Только за первый год работы Воскресенский завод выдал 15 000 пудов чистой меди! Продукция отправлялась по воде в самые разные уголки России и использовалась для производства оружия - пушек и снарядов. Даже плащ (одежда) известной скульптуры Статуи Свободы, расположенной в Америке, создан из нашей меди.

Сегодня село Воскресенское – это объект геопарка «Торатау», исторический памятник архитектуры, музей под открытым небом.  Само село с архитектурным комплексом, с людьми, которые тоже входят как историческое начало, с природой, с реками, с рудниками, то есть всё - входит в этот парк. В 1745 годах в связи с тем, что медеплавильному заводу нужны были люди, сюда переселили молодых крестьян (девочек от 12 до 17 лет, ребят от 18 до 30 лет) из Тульской, Рязанской, Псковской губерний, которые создали семьи, работали, рожали детей. Жители нашего села сохранили историю, культуру, быт, что было «привезено» предками в начале 18 века.  Популяризируют их, позиционируют себя как сохранители той эпохи. Село состоит из трёх частей: Ермоловка, Конопляновка и Калтаево", - рассказала Наталья Смирнова. 

Одним из ведущих сохранителей истории села является фольклорный ансамбль с двадцатилетней историей «Воскресенские венцы» Воскресенского сельского дома культуры. В ансамбле занимаются сельские таланты от 6 до 56 лет. Руководитель ансамбля Наталья Смирнова отмечает, что ансамбль направлен на сохранение местных народных песен, традиций, обрядов и на передачу этих ценностей подрастающему поколению.  В репертуаре ансамбля местные старинные, русские народные песни, но артисты поют песни и на современный лад. Воскресенские «венценосцы» входят в состав коллектива «Славянские хороводы» — это сводный вокальный фольклорный коллектив культурно-досугового центра Мелеузовского района.

В Воскресенском сельском доме культуры успешно действуют: вокальный ансамбль «Торица», детский ансамбль ложкарей, детский танцевальный ансамбль «Капелька». Дети являются активными участниками всех сельских культурных мероприятий. Имеется выставочно-экспозиционный зал села, где хранится домашняя утварь, орудия труда, одежда, украшения местных жителей, музыкальные инструменты (трещотка, рубель, коробочка, мельница, бубенцы, жалейки, рожки, свиристель, свирель, лялечка), информационные стенды, отражающие историю и культуру воскресенцев.

Село Воскресенское известно в округе своей вкусной лапшой. Сохранился особый рецепт приготовления лапши. Раньше, весной, когда горы открывались из-под снега, местные мужчины с ночёвкой уходили на рудники.  Жили неделями в шалашах, пропитание брали с собой. Умелые хозяйки с зимы готовили баранью, луковую, грибную, укропную, молочную, тминовую, крапивную лапшу и кормили своих мужчин. Баранью лапшу месили на томлёном бульоне, грибную – на бульоне томлёных грибов.... Из теста делали листы, сушили на жирниках, скручивали и нарезали. Получалось разнообразная на вкус, сытная лапша, которая служила основной пищей для рабочих.

Наталья Смирнова, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресенские венцы» рассказала о женской одежде местных жителей.

«Наши женщины всегда носили длинные юбки, кофты, а девочки надевали кофты и сарафанчики, а на голове ленточки. Девушки с 16 лет надевали платок, волосы заплетали в две косички. После замужества женщина никогда не показывала волосы, и плела её в одну косу, всегда носила платок. О замужней женщине говорили: «Ну теперече платок её удел». Если девушка была «подпорчена», говорили, что она опростоволосилась. В деревне собирали сход, и старейший из числа родственников, обычно это крестный, подходил и сдирал с неё с платок. После этого девушка не ходила ни на какие гулянки, ни на девичьи посиделки, ходила в чёрной кофте, в чёрной юбке и тёмном платке».

Для нашего ансамбля нам на заказ сшили яркие стилизованные костюмы из Павлопосадского платка, где преобладают красные, зелёные, жёлтые, белые цвета. Красный цвет означает любовь, яркое, женское начало; жёлтый – это благополучие, зелёный – это процветание и дальнейший род. Белый – символ чистоты. Наряды с крупными цветками.  У нас есть такое выражение «Наши бабы без платка не идут ни корову доить, ни огород обрабатывать, ни к соседке на посиделки». Поэтому мы платочные, без платка никуда».

«С этим коллективом я давно сотрудничаю. Этот наряд у них именно в платочном стиле. Мы сделали платок не только на голову, но и из платка сшили ещё и платья. Весь комплект костюма сошёлся на них. Я давно мечтала сшить платочные платья и свою мечту воплотила в этом ансамбле. Они яркие, красивые, отражают богатство духа, внутренний мир. Участники ансамбля сами поют тепло, задорно, вот и костюмы такие яркие. Уникальность костюма в том, что использована фигура платка. Мне хотелось чуть-чуть произвести старину. Я думаю, у меня удачно получилось», - рассказывает руководитель ателье «Белошвейка», автор и исполнитель стилизованного платья фольклорного ансамбля «Воскресенские венцы» Нина Синюкова.

 В Воскресенском сохранилась традиция изготовления кукол желаний.

 «Я 20 лет работаю в коррекционной школе. В Воскресенском жила сестра моей бабушки. Когда ей было 83 года, её к себе забрали родственники. Она мне сказала, чтобы из её дома я на память взяла куклу. Я думала, что это пластиковые красивые куклы. А в её доме мы обнаружили самодельные куклы-желанницы. Материал был не такой яркий, как сегодня, это сейчас мы делаем его как сувенирный вариант. Материал был выцветший. Этим куклам было по 80-90 лет. Сейчас с возрастом я начала понимать, какой это дорогой подарок. Я начала интересоваться ими. Решила их отреставрировать, развернула, поняла весь принцип изготовления кукол. И теперь по этому принципу мы делаем куклу. Кукла-желанница делается без ножниц, без иголок, без острых предметов. Раньше даже материал должны были разрывать руками. Куклы действительно помогали исполнять желания. Мужчины на солнце загадывали желания, женщины – на луну. Под юбкой кукол находится мешочек. Чтобы желание исполнялось, туда в знак благодарности клали либо копейку, либо конфетку, либо бусинку. Сейчас изготовлению кукол - желанниц мы обучаем гостей и детей», -  отметила воспитатель коррекционной школы Ольга Мокшанцева.

Читайте нас: