Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Экономика
29 Января 2010, 18:05

Антимонопольная служба пресекает любые попытки нарушить законодательство

Итоги работы Башкортостанского управления Федеральной антимонопольной службы России за 2009 года и задачи на 2010 год были озвучены сегодня в агентстве "Башинформ" на пресс-конференции руководителя УФАС по РБ Зульфиры Акбашевой.
Как сообщила Зульфира Акбашева, в соответствии с возложенными полномочиями Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2009 году было возбуждено и рассмотрено 1861 дело (в 2008 году - 1413 дел) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, электроэнергетике, рекламе, размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.
При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено более 450 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 1 января 2010 года включено 166 хозяйствующих субъектов. Проведен анализ состояния конкурентной среды на 17 товарных рынках, рассмотрено более 900 обращений граждан. Управление участвовало в более чем 470 заседаниях судов различных инстанций.
В 2009 году возбуждено и рассмотрено 467 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2008 году – 421). По инициативе управления возбуждено 83% дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2008 году – 67%), остальные дела возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений.
По словам Зульфиры Акбашевой, нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения: на их долю приходится 42% возбужденных дел. В отраслевом разрезе по-прежнему преобладают дела по фактам нарушений при проведении операций с недвижимым имуществом (включая вопросы предоставления земельных участков).
Одной из наиболее значимых новаций Федерального закона "О защите конкуренции" является определение понятия государственной и муниципальной преференции и регламентация порядка предоставления государственных и муниципальных преференций. В прошлом году рассмотрено 170 заявлений о даче согласия на предоставление таких преференций для развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, социальной защиты населения. В 60% случаях приняты решения о даче согласия.
Как отметила Зульфира Акбашева, злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 41 дело. Среди выявленных фактов наиболее характерные нарушения такие: навязывание невыгодных условий договора, необоснованное сокращение или прекращение производства товара, необоснованный отказ от заключения договора, нарушение порядка ценообразования.
- Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явились причиной сохранения высокой доли нарушений, - сказала Зульфира Хабибулловна. – Факты нарушений в электроэнергетике составили 58%.
Одним из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа стало выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов. В минувшем году возбуждено и рассмотрено 10 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и 129 дел – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об устранении нарушений. А при осуществлении государственного контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций выявлено 52 нарушения, выданы предписания о прекращении нарушения законодательства.
По словам Зульфиры Акбашевой, в рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в прошедшем году возбуждено и рассмотрено восемь дел. Нарушения выразились в необоснованном ограничении доступа к участию в торгах.
- Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей, - подчеркнула Зульфира Акбашева. - В 2009 году возбуждено и рассмотрено 19 дел по фактам недобросовестной конкуренции.
При осуществлении госконтроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2009 году возбуждено и рассмотрено 246 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в результате рассмотрения дел выдано 90 предписаний о прекращении нарушений. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, табака, медицинских услуг, несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.
Зульфира Акбашева напомнила, что с 2007 года действует Экспертный совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. Авторитетное мнение этих специалистов зачастую решает судьбу наружной рекламы, размещаемой на улицах города.
Далее. В прошлом году возбуждено и рассмотрено 446 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 168 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов, 182 дела – за нарушение законодательства о рекламе, 26 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 16 дела – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 14 дел – за недобросовестную конкуренцию. Вынесено пять постановлений в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, нарушивших антимонопольное законодательство. Общая сумма наложенного штрафа составила более 109 миллионов рублей.
В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2009 году рассмотрено 703 жалобы на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации - гораздо больше, чем в 2008 году. Поступило 25 материалов на согласование о размещении заказов у единственного поставщика, 36 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрено 700 дел по нарушениям Закона о размещении заказов.
Как сказала Зульфира Акбашева, опыт применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, реализация экономических и правовых реформ, активные процессы перелива капитала, обострение конкурентной борьбы на фоне процессов глобализации ставят новые задачи перед антимонопольными органами. Среди приоритетов работы ФАС России названы следующие: совершенствование законодательства в области развития конкуренции; усиление работы по контролю за антиконкурентными соглашениями и действиями, в том числе органов власти; разработка нового, современного и эффективного закона о естественных монополиях; активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.
В 2009 году приняты и вступили в силу все три основных направления "второго антимонопольного пакета": изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции", изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ.
В целом, подчеркнула Зульфира Акбашева, УФАС по РБ проводит значительную работу по всем направлениям деятельности в русле новых требований и законодательных актов.
Читайте нас: