Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

В Краснокамском районе открыли мемориальную доску памяти башкирских метростроевцев

ОБЩЕСТВО

УФА, 17 окт 2016. /ИА «Башинформ», Гульчачак Ханнанова/.

В год 85-летия со дня образования Мосметростроя в селе Николо-Берёзовка, административном центре Краснокамского района республики, состоялось открытие мемориальной доски, посвященной памяти метростроевцев из Башкортостана. Судьба Краснокамского района тесно связана с первыми годами строительства метро в Москве. На самом трудном этапе начала стройки метро, в 1935 году, руку помощи ударной стройке протянули около пяти тысяч добровольцев из Николо-Берёзовки и окрестных деревень. Благодаря их труду построены станции «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные Ворота» и другие.

Для увековечения памяти добровольцев благодаря инициативе местного краеведа Маргариты Халиловой и поддержке администрации Краснокамского района было решено изготовить мемориальную доску, которая установлена на историческом здании бывшего райкома КПСС, где в 1935-1936 годах происходила запись, вербовка рабочих на ударную стройку и откуда их отправляли в Москву. Ныне в этом отреставрированном здании разместилась местная гостиница. На мемориальной доске написано: «В этом здании райкома ВКП (б) в 1935-37 гг. сформированы отряды строителей 1 очереди Московского метрополитена из 5000 лучшей молодежи района». Доска изготовлена заслуженным художником РБ, членом Союза художников России, членом Союза кузнецов России Ильшатом Гилязевым.

На церемонии открытия мемориальной доски присутствовали и.о. главы администрации Краснокамского района Разиф Гильмуллин, депутаты районного Совета, сельского поселения Николо-Березовский сельсовет, руководители и работники образовательных учреждений, бюджетных организаций, учреждений культуры. Почетное право открыть доску было предоставлено и.о. главы администрации района Разифу Гильмуллину и инициатору проекта, много лет исследующей историю башкирских метростроевцев, Маргарите Халиловой. В память о первых строителях метро была объявлена минута молчания. «Благодаря таким памятникам и мемориальным доскам, хранящим память о самоотверженном труде, мужестве, героизме земляков, удается сохранять и передавать будущим поколениям память о лучших страницах нашей истории», — отметили выступающие на церемонии, на которую были приглашены также потомки метростроевцев, проживающих ныне в Калтасинском и Краснокамском районах.

Теперь в районе мечтают о претворении в жизнь следующей инициативы — открытия и в Москве, в здании одной из исторических станций метро на «красной» ветке, мемориальной доски, посвященной трудовому подвигу башкирских добровольцев. Активисты района не раз обращались к руководству Московского метрополитена с просьбой присвоить одной из строящихся станций метро столицы названия «Башкирская». Для того чтобы эта инициатива воплотилась в жизнь, необходима поддержка всей общественности республики, полагает краевед Маргарита Халилова.

Справка. Николо-Берёзовка — башкирское село, которое до 1935 года было районным центром Калтасинского, а затем, после пересмотра административных границ района — Краснокамского района Башкирии. Именно из этого села и его окрестностей, начиная с весны 1933 года, на строительство первого в стране метрополитена в Москву приехал самый большой отряд добровольцев. В феврале 1933 года сюда прибыли представители Мосметростроя, разъезжавшие по стране с целью вербовки рабочих на строительство метро. 14 марта 1933 года в Москву из Николо-Берёзовки проводили в Москву первую группу из 326 человек. 19 марта того же года было принято решение парткома Мосметростроя «О связи с Калтасинским районом» — об «укреплении спайки пролетариев Москвы с колхозниками из Башкирии». В начале апреля между руководством района и Мосметростроя был подписан социалистический договор. Согласно ему район обязался посылать на строительство метро всю свободную рабочую силу и оказывать помощь продовольствием. Мосметрострой, в свою очередь, обязался, используя прибывающих колхозников на строительных работах, обеспечить их обучение ведущим профессиям, а району оказать помощь в укреплении его экономики. Во исполнение договора 11 апреля в столицу отправилась вторая партия из 500 добровольцев, в мае — целый эшелон из 1300 человек. В итоге к июню 1933 года каждый шестой строитель московского метро был выходцем из Башкирии. Всего из республики уехали на стройку около пяти тысяч добровольцев. Большинство из них трудились на шахтах самой первой, «красной» линии метро «Сокольники — Красные ворота» (ранее «Лермонтовская»). В Калтасинском районе, в свою очередь, засевали целые «гектары Метростроя» и направляли урожай в столицу, тем самым оказывая строителям продовольственную помощь. 15 мая 1935 года московский метрополитен был открыт для всеобщего пользования. В сооружении первой очереди метро было занято 75 639 человек, из них каждый 15-й метростроевец — из Башкирии.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть