Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Сегодня исполняется 90 лет со дня проведения первых соревнований по мотоспорту в Башкирии

СПОРТ

УФА, 15 авг 2016. /ИА «Башинформ», Николай Ермоленко/.

15 августа 2016 года исполняется 90 лет со дня проведения первых соревнований по мотоспорту в Башкирии. В этот день в 1926 году в рамках впервые проводимых в Башкирской АССР на уфимском велодроме — вот уже когда начали заботиться о велосипедистах! — вело-мотогонок состоялись три заезда мотоциклистов. На современном языке это были трековые соревнования, в которых мотоспортсмены стартовали по отдельности на время. Как свидетельствует отчет, помещенный в главной газете республики «Красная Башкирия» за 18 августа 1926 года под сенсационным заголовком «Со скоростью курьерского», «Дистанцию полтора километра врач Бейтеряков промчался "со скоростью курьерского" за 1 минуту 54 секунды. Два других мотоциклиста решили преодолеть дистанцию 2 км. У Анищенко на это ушло 2 минуты 30 секунд, у Мочалова — 2,56».

В сообщении отмечалось, что мотоциклистов на соревнования прибыло всего три, но и они поначалу хотели лишь понаблюдать за велосипедистами и велосипедистками, ссылаясь на недостаточные запасы бензина. Но потом не выдержали и поехали…

Интересное начало, особенно если учесть, что всего через десятилетие в Башкирии была открыта нефть, республика стала «вторым Баку», а всего через три десятилетия Уфа стала «столицей советского мотоспорта», и именно благодаря трековым гонкам — спидвею и гонкам на льду.

Да, именно так. И столицей мотоспорта сделали столицу Башкирии уфимские гонщики на главной спортивной арене страны — Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве. Хотя произведенным в Уфе горючим автомобили, танки и самолеты заправлялись еще в годы Великой Отечественной войны, впервые слово Уфа большинство жителей Советского Союза узнало через полтора десятилетия после Победы, и именно через мотогонки. Механизм прост: сюжеты о гонках в Лужниках неизменно включали в киножурналы, которые демонстрировались в кинотеатрах перед показом художественных фильмов. А в кино ходили абсолютно все, ведь телевидение тогда только начиналось. Ну а потом по Центральному телевидению, которое вещало только в вечернее время и только по одному каналу, прямые репортажи с мотогонок на главной арене Советского Союза не были редкостью. Не было редкостью и награждение уфимских мотогонщиков правительственными наградами, например, легендарный Габдрахман Кадыров свой орден «Знак Почета» получал в Кремле, вместе с олимпийскими чемпионами; он же входил в группу поддержки советских спортсменов на летних Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году, а в этой группе были только самые яркие звезды советского спорта и эстрады.

Уфимец Игорь Плеханов в прямом эфире Центрального телевидения принимал участие в передаче «Спортлото». Репортажи о сказочном взлете уфимских мотогонщиков печатали главные газеты и журналы страны. Один из лучших современных российских писателей Андрей Битов написал о спидвее эссе «Колесо» и посвятил его уфимцам Борису Самородову и Габдрахману Кадырову.

О том, сколько завоевано медалей в золотую пору башкирского мотоспорта — в 60-е годы, сколько зрителей приходило на стадионы во время крупнейших мотогонок по льду и гаревой дорожке, писалось неоднократно, и вряд ли стоит сейчас копаться в цифрах. Главное, Уфа взорвала всю страну, заставила полюбить гонки на льду от Таллина до Владивостока, а гонки по гаревой дорожке — от Ленинграда до Ферганы. В самой Башкирии в советское время команды, регулярно выступавшие в чемпионате СССР по спидвею, были в пяти городах — Уфе, Салавате, Октябрьском, Стерлитамаке и Мелеузе. Флагманом, конечно, была уфимская «Башкирия» — первый чемпион СССР, первый обладатель Кубка СССР, первый чемпион РФ, а всего — 10-кратный чемпион Советского Союза. Через ее ряды прошла замечательная плеяда гонщиков, выросших исключительно в клубах Башкирии: Игорь Плеханов, Борис Самородов, Фарит Шайнуров, Геннадий Куриленко, Юрий Чекранов, Габдрахман Кадыров, Михаил Старостин, Риф Саитгареев, Николай Корнев и многие другие.

Все четыре «Золотых шлема», завоеванных гонщиками СССР, приехали из чешского города Пардубице в Уфу. На льду — еще краше. Тут Уфа стала законодателем моды не только в СССР, но и в мире. Делегаты конгрессов Международной мотоциклетной федерации дружно голосовали за исходившие в конечном счете из Уфы предложения Федерации мотоспорта СССР об учреждении последовательно Кубка ФИМ, чемпионата Европы и чемпионата мира. Уфа научила ездить на льду весь Союз, всю Европу, а затем экспортировала ледовый спидвей в Инцель (ФРГ), откуда он распространился на искусственные ледяные дорожки Франции, Голландии, Италии.

Но после такой встряски, как и положено, в эпицентре взрыва наступило относительное затишье. А потом подоспела перестройка и реформы, последствия которых страна не может преодолеть уже четверть века. «Новое мышление» коснулось и спорта. Тем не менее мотоспорт остается любимым в Башкирии. По подсчетам, произведенным Мотоциклетной федерацией Башкортостана на основании данных о посещаемости соревнований по мотоспорту в республике в XXI веке, мотоспорт остается вполне конкурентоспособным и по-прежнему уверенно занимает место в первой тройке: футбол — хоккей — спидвей. Под спидвеем подразумеваем оба направления: непосредственно сам спидвей, в реестре Минспорта РФ все еще необоснованно именующийся гонками по гаревой дорожке, и его ледового собрата.

В XXI веке в основном восстановлены и победные традиции полувековой давности. Например, ведущим клубом мира по гонкам на льду — ЦТВС имени Г.Кадырова (Уфа) на чемпионатах, кубках и первенствах мира, Европы и России за 16 лет существования только в гонках на льду завоевано 111 медалей: 62 золотых, 30 серебряных, 19 бронзовых. Причем 42 медали (31 золотая, восемь серебряных и три бронзовых) завоеваны на чемпионатах мира и Европы.

В спидвее мы имеем выдающиеся достижения салаватца Эмиля Сайфутдинова: став два раза подряд чемпионом мира среди юниоров, он вошел в элиту мирового спидвея: в первом же сезоне выиграл три Гран-при и бронзовую медаль личного чемпионата мира. Потом было еще три победы в Больших призах и лидерство в чемпионатах мира и Европы, серьезное падение и травма, возвращение в европейский чемпионат и два чемпионских титула под зорким оком «Евроспорта». Эмиль уже в лидерах и в нынешнем ЧЕ, собирается сделать хэт-трик. 20 августа будем болеть за него в Тольятти на третьем этапе.

К сожалению, одними победными реляциями завершить обзор не удастся. Команда «Салават», которой руководил отец Эмиля, в которой вырос его брат и в которой ездил он сам, уже второй год не выступает в командном чемпионате России — не удается найти спонсоров. Та же история в Октябрьском, чья команда трижды становилась чемпионом России и девять раз — первым вице-чемпионом. В Уфе уже 18 лет нет спидвея.

Скажем честно, без постоянной поддержки со стороны руководства республики — и материальной, и моральной, не было бы этих великих достижений. И Башкирия не была бы по итогам 2015 года в первой тройке рейтинга самых мотоспортивных регионов России.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть