Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

18 декабря Понедельник

Уфа   °

Ее называли «башкирской соловушкой» (к юбилею Нажии Аллаяровой)

КУЛЬТУРА

УФА, 16 июл 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

В эти дни исполнилась замечательная дата в биографии известной башкирской певицы Нажии Хибатовны Аллаяровой, народной артистки БАССР и заслуженной артистки РСФСР. Музыкальное искусство Башкортостана 70-80-х годов прошлого столетия невозможно представить без этой выдающейся певицы, обладавшей лирико-колоратурным сопрано редкого тембра, позволявшей ей легко исполнять как произведения классического оперного репертуара, так и башкирские народные песни и сочинения башкирских композиторов.

Нажия Хибатовна родилась 15 июля 1936 года в деревне Ново-Байрамгулово Учалинского района Башкирской АССР. С самого раннего детства чувствовала она большую потребность петь, особенно хорошо удавались ей башкирские народные протяжные песни, которым научили ее бабушка Хусниямал и мама Маужида. Уже в шестом классе ее голос был записан на Башкирском радио. Юная Нажия была постоянной участницей различных смотров, сабантуев и фестивалей художественной самодеятельности. Ей, еще совсем юной школьницей, посчастливилось принять участие в Декаде башкирского искусства в Москве. Еще до окончания школы Нажию, уже получившую известность, как самодеятельную певицу и танцовщицу приглашали в Баймакский театр, республиканскую филармонию и даже знаменитый гаскаровский ансамбль.

В 1957 году она закончила вокальное отделение Уфимского училища искусств по классу Миляуши Муртазиной, в 1967 году -Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных.

Миляуша Галиевна до сих пор считает ее своей любимицей. «…Нажия Аллаярова после меня училась в Гнесинке. Тоже четверть века работала в театре. У нее такой голос… Второго такого, считаю, до сих пор нет, чистый, как горный ручеек, как серебряный колокольчик… Даже не знаю, с чем еще сравнить… Нажия была сама юность и нежность, и голос у нее был хрустально чистый. Эта скромная, застенчивая девочка сразу же проявила серьезное отношение к учебе, хваткость и исполнительскую смелость…», вспоминает педагог.

С 1961 года Нажия Хибатовна работает в Башгосфилармонии, в 1967 году становится солисткой Башкирского государственного театра оперы и балета. Этому театру она отдала почти четверть века. Ее первый дебют состоялся в роли Гульзифы в опере Загира Исмагилова «Волны Агидели». На сцене театра она с триумфом исполняла партии Виолетты и Джильды в операх «Травиата» и «Риголетто» Джузеппе Верди, Розины в опере «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини, Амины и Шауры в операх «Салават Юлаев» и «Шаура» Загира Исмагилова и многие другие.

Эмоциональный и сильный голос, особенно выразительный в верхнем регистре, позволял Нажии Аллаяровой легко справляться с самыми трудными партиями. Она прославилась и как яркая исполнительница башкирских народных песен — озон кюй — и вокальных произведений башкирских композиторов. В разные годы певица успешно гастролировала и за рубежом. Часто приходилось ей участвовать и в правительственных концертах в Уфе и Москве, выступала она перед тогдашними руководителями страны — Никитой Хрущевым, Леонидом Брежневым и, как вспоминает сама Нажия Хибатовна, даже перед Фиделем Кастро.

Талант и высокие вокальные способности башкирской певицы вызывали уважение и восхищение коллег. Знаменитая Мария Биешу тепло вспоминала об их совместной работе в опере «Богема» Пуччини. Украинская примадонна Евгения Мирошниченко вдохновилась постановкой оперы «Лакме» Делиба, увидев во время гастролей спектакль с Нажией Аллаяровой в заглавной партии. Позже она пригласила певицу на два месяца в Киев доделывать вместе «Травиату» Верди.

Творчество Нажии Аллаяровой неразрывно связано с именем композитора и ее верного спутника жизни Абрара Хаковича Габдрахманова (1935-2013), которых связывали десятилетия совместной семейной и творческой жизни. Знаменательно, что певица часто была первой исполнительницей песен и романсов вокальных произведений Абрара Хаковича, именно она дала им путевку в жизнь.

После прекращения активной творческой деятельности Нажия Хибатовна долгие годы занималась педагогической и общественной работой. Любопытно, что дочь Миляуша стала знатоком и пропагандистом искусства, известным журналистом. Внучки Айгуль, Диляра и Асия также нашли свой путь в творчестве, являются лауреатами республиканских и международных конкурсов, выступают на престижных концертных площадках России.

Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть