Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

Хазина Магазова — легенда башкирского танца (К 100-летию со дня рождения выдающейся танцовщицы)

КУЛЬТУРА

УФА, 5 май 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня отмечается ровно сто лет со дня рождения Хазины Магазовой, которая вошла в историю культуры Башкортостана как первая профессиональная танцовщица. Именно с ней связаны становление женского образа в национальной башкирской хореографии, традиций женского сольного танца, которые бережно хранятся и совершенствуются и сегодня.

Хазина Нурмухаметовна Магазова родилась 5 мая 1916 года в поселке Шимбылгуй Забайкальской области Иркутского генерал-губернаторства Российской империи (ныне поселок Шелебенгуй Зайбайкальского края Российской Федерации), в многодетной семье.

Глава семейства Нурмухамет работал шахтером, мать Латыфа смотрела за хозяйством и детьми, коих было девятеро. Все младшие Магазовы пели и плясали под отцовскую гармошку. Позже семья переехала на свою историческую родину в Башкирию.

Хазина участвовала в художественной самодеятельности, но никогда не думала, что станет артисткой. В 1936 году окончила Башкирский индустриальный техникум, уехала по направлению в город Павлов на Оке Горьковской области, работала на заводе «Металлист». Хотела учиться дальше и мечтала поступить в Московский индустриальный институт.

Хазина вернулась в Башкирию, чтобы получить рекомендацию для поступления в вуз от обкома комсомола. Но там, прочитав характеристики с завода, направили ее в Уфимский Дом пионеров, где не хватало опытных кадров. Пришлось Хазине выполнять комсомольское задание.

В 1939 году Хазина Магазова стала солисткой только что созданного Башкирского ансамбля народного танца (ныне Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан им. Ф. Гаскарова). С 1956 по 1966 год она работала в Башкирской государственной филармонии. Затем преподавала на хореографическом отделении Уфимского училища искусств. Являлась редактором Башгосфилармонии, в 1983-1991 годы руководила танцевальным кружком в уфимском СПТУ-62. Уже на пенсии она принимала участие в жюри творческих конкурсов, входила в состав ветеранских организаций.

Исполнительское мастерство Хазины Нурмухаметовны было очень индивидуальным, отличалось филигранной и отточенной техникой, эмоциональностью и темпераментом, легкостью и пластичностью, сценическим обаянием и национальным колоритом. Она смогла создать незабываемые образы, которые вошли в золотую сокровищницу башкирской национальной культуры, в танцах «Муглифа», «Свидание у ручья», «Дружба», «Подарок», «Зарифа», «Гульназира», «Коромысло», «Бишбармак».

Журналист и писательница Алла Докучаева в своей книге о Башкирском ансамбле народного танца подробно рассказывает о первом появлении Хазины Магазовой в коллективе.

Любознательная Хазина пришла на просмотр кандидатов в ансамбль, чтобы посмотреть, как происходит отбор. Файзи Гаскаров сразу же заметил яркую девушку и спросил ее, какие танцы она умеет исполнять. Хазина смущенно сказала: «Цыганочку» и «Яблочко». На вопрос о башкирских танцах она дала отрицательный ответ. Файзи Адгамович показал и попросил повторить несколько движений. Хазина легко показала их, и Гаскаров сразу же предложил ей поступить в ансамбль.

Впоследствии Файзи Гаскаров вспоминал, что в лице Хазины Магазовой приобрел не только отличную танцовщицу, но и хорошую помощницу. Она поначалу лишь познавала особенности народного национального танца, повторяя за Гаскаровым все приемы и движения. Однако уже тогда удивительная способность к импровизации, врожденное изящество выдавали в ней особый талант.

Руководитель ансамбля поставил специально для Хазины Магазовой сольный танец «Муглифа». Успех «Муглифы» был огромный. Затем Гаскаров поставил для нее парные танцы «Игра с платком» и «Дружба». В 1939 году Хазина и ее партнер Ирек Ибрагимов с этими танцами прошли в финал Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

В 1940 году коллектив стал именоваться Башкирским государственным ансамблем народного танца. На начало лета 1941 года намечалось проведение Декады башкирского искусства в Москве. Для нее Гаскаров решил сольную «Муглифу» видоизменить в массовый танец под названием «Зарифа». Для этого по районам республики отобрали сорок молодых танцоров из самодеятельности. Новый номер стал настоящим шедевром национального искусства, и Хазина солировала в нем, зажигая своим темпераментом остальных участников. Горячий прием у зрителей вдохновил руководителя ансамбля на создание нового коллективного танца, где опять выразительницей идеи стала солистка Магазова. Гаскаров даже считал ее соавтором танца «Гульназира», ставшей вместе с «Зарифой» визитной карточкой коллектива на долгие годы.

А когда началась война, башкирская концертная бригада, в которую входила и Хазина Магазова, выступала с концертами в воинских частях, госпиталях, перед Башкирской кавалерийской дивизией на Сталинградском фронте, исколесила весь Юго-Западный фронт.

В домашнем архиве артистки свято хранились пожелтевшие от времени благодарственные отзывы из воинских частей. Их подписывали Герой Советского Союза Тагир Кусимов, гвардии майор Зайцев. Теперь эти документы бережно хранятся в музее ансамбля имени Файзи Гаскарова.

В послевоенные годы Хазина Нурмухаметовна, как верная помощница Гаскарова, упорно работала с женским составом ансамбля, сама еще молодая, набиралась педагогического опыта, который впоследствии сполна пригодился ей как наставнице. Назначенная на 1941 год Декада башкирской литературы и искусства в Москве состоялась лишь 14 лет спустя. К этому времени Хазина Магазова была настоящей звездой ансамбля. Ее имя уже стало широко известным в стране. Выступление Хазины Магазовой на Декаде было феноменальным.

В каких бы гастрольных поездках ни бывал ансамбль — во Вьетнаме, в Средней Азии и Казахстане, на Урале и в Поволжье везде, памятуя уроки Файзи Адгамовича, его верная ученица изучала новые танцы — индийский, узбекский, бурятский и многие другие и потом включала их в свой репертуар.

Творчество Хазины Магазовой получило достойную оценку. Ей были присвоены почетные звания заслуженной артистки РСФСР, народной и заслуженной артистки Башкирской АССР. Она являлась дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. Награждалась орденом «Знак Почета» (дважды). В 1996 году Хазина Нурмухаметовна была отмечена Почетной грамотой Республики Башкортостан.

Хазина Магазова скончалась 10 мая 1998 года, отметив свой 82-й день рождения, и похоронена в Уфе.

Творческая биография выдающейся танцовщицы освещена в Краткой энциклопедии «Башкортостан», 7-м томе Башкирской энциклопедии, на сайте Башкирского академического ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова, книге Газима Шафикова «Жизнь, очарованная танцем», очерке Аллы Докучаевой «Первая солистка Файзи Гаскарова», многих справочных изданиях по искусству.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть