Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.74 ↑

EUR 72.34 ↓

27 июля Среда

Уфа   °

Династии музыкантов Башкортостана: Айрат Каримов (К 75-летию видного композитора и пианиста)

КУЛЬТУРА

УФА, 21 янв 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня свой большой юбилей отмечает Айрат Каримов — известный деятель культуры республики, который уже много лет радует любителей музыки своим богатым творчеством. Он снискал славу не только талантливого композитора и музыканта, но и известного педагога.

Айрат Тагирович Каримов родился 21 января 1941 года в Уфе. Рос и воспитывался в семье композитора Тагира Шакировича Каримова. В доме Каримовых всегда звучала музыка, часто собирались люди искусства. Поэтому у Айрата не было проблем с выбором жизненного пути, и он не мыслил себя вне музыки. С шести лет он учился в детской музыкальной школе №1, ходил на репетиции в Башкирский академический театр драмы и Башгосфилармонию.

В 14 лет Айрата Каримова ждал первый большой успех. Он выдержал республиканский конкурс пианистов и стал одним из самых молодых участников Декады башкирской литературы и искусства в 1955 году. В Москве он исполнил «Ноктюрн» Загира Исмагилова, «Польку» Масалима Валеева и сонатину Дмитрия Кабалевского, получив нагрудный знак «За творческие успехи» и денежную премию. В 1956 году начал работать в ансамбле Башакадемтеатра, играл на танцплощадке парка им. А.В. Луначарского (ныне парк им. С.Т. Аксакова) и в кинотеатре «Родина».

Очень рано Айрат Каримов увлекся эстрадой и джазом, блестяще освоил западный классический репертуар, играл не только вальсы, польки и фокстроты, но и запрещенную в те годы музыку — рок-н-ролл, блюз и твист.

Молодой музыкант успешно окончил фортепьянное отделение Уфимского музыкального училища по классу видного педагога и пианиста Моисея Зайдентрегера. Затем продолжил обучение в Уральской государственной консерватории им. М. Мусоргского у профессора Исая Рензина, по окончании которой получил квалификацию «концертный исполнитель». На дипломную защиту он представил хоровую поэму «Карусель» на стихи Мустая Карима.

Позже, в 1981 году, Айрат Каримов окончил композиторское отделение Уфимского государственного института искусств по классу профессора Загира Исмагилова.

С 1964 года Айрат Каримов преподавал курс специального фортепьяно в Уфимском училище искусств и музыкально-педагогическом училище. Затем работал концертмейстером Орловской, Ростовской и Башкирской государственных филармоний. В годы работы в Ростове он стал художественным и музыкальным руководителем эстрадного ансамбля «Донские ребята». В 1981-1988 годах являлся заведующим музыкальной частью Республиканского русского драматического театра.

В 70-е годы прошлого столетия Айрат Каримов стал музыкальным руководителем популярного вокально-инструментального ансамбля «Ирендык». К этому периоду относится целый ряд его композиторских удач. Работа над репертуаром ансамбля сопровождалась созданием инструментальных пьес, в которых Айрат Тагирович нашел удачный синтез национального стиля с канонами западной эстрадной музыки. Он внес заметный вклад в развитие национальной эстрады в республике. Специалисты считают, что именно Айрат Каримов первым ввел в башкирскую профессиональную музыку новые для нее жанры — танго (песни «Не грусти», «Я жду тебя»), джаз-вальс («Миляуша», «На всю жизнь»), вальс-бостон («Ромашка», «Душа светится радугой»), буги-вуги («Возвращаюсь в родные края»), босса-нова («Верная любовь»), джаз-баллада («Слышал вчера мелодию») и другие.

Айрат Каримов участвовал в Днях культуры Башкирской АССР в Ульяновске (1968), Днях Республики Башкортостан в Москве (1997). Много гастролировал по городам бывшего СССР как пианист-исполнитель. В его концертный репертуар входили популярные произведения Людвига Бетховена, Фредерика Шопена, Джорджа Гершвина, Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова, которые всегда пользовались успехом у зрителей.

К наиболее известным авторским произведениям Айрата Каримова относятся балет «Похищение девушки» по пьесе Мустая Карима на либретто Ильдуса Хабирова, концерт-рапсодия для флейты с оркестром, симфонические картины «Мужество» по поэме поэта-фронтовика Хакима Гиляжева «Сорок шестой солдат», Концертная фантазия на народную песню «Тафтиляу» для струнного квартета, хоровая поэма «Карусель» на стихи Мустая Карима в переводе Елены Николаевской, пьесы для эстрадного ансамбля, обработки башкирских народных песен, музыка к более чем 30 спектаклям Башкирского театра драмы им. М. Гафури и Русского драматического театра, музыка к документальным фильмам «Трудный путь в будущее», «Город мой», инструментальные пьесы, хоровые произведения и многое другое.

За большой вклад в развитие музыкальной культуры Айрат Каримов удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан». В 1995 году он стал лауреатом Республиканского конкурса музыкальных произведений, посвященных 50-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В 2010 году Айрат Тагирович был удостоен первой премии за песню «Мы жизни одной» на слова Урана Киньябулатова в конкурсе, посвященном 65-летию Победы.

О жизни и творчестве Айрата Каримова имеются статьи в 3-м томе Башкирской энциклопедии и Википедии.

Сын композитора — Диас Каримов — продолжает традиции деда и отца, стал известным пианистом, лауреатом международных конкурсов.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть