Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15 ↑

EUR 68.47 ↓

3 декабря Суббота

Уфа   °

Его имя и дела навечно остались в истории страны (К 145-летию со дня рождения выдающегося архитектора Ильи Бондаренко)

ОБЩЕСТВО

УФА, 7 июл 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

В эти дни отмечается 145-летие со дня рождения Ильи Бондаренко — выдающегося русского и советского архитектора, теоретика архитектуры, искусствоведа, нашего знаменитого земляка. Жители республики должны быть благодарны ему за вклад в дело охраны памятников культуры. Особой признательности Илья Бондаренко заслуживает как организатор первого художественного музея в Уфе (ныне Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова) и его первый директор.

Илья Евграфович Бондаренко родился в Уфе 6 июля (18 июля по новому стилю) 1870 года. Запись о его рождении сделана в метрической книге Успенской церкви. Родился и воспитывался в семье купца второй гильдии Евграфа Бондаренко, владевшего несколькими магазинами и доходными домами. Когда-то его отец, будучи совсем молодым человеком, приехал в Уфу из Полтавской губернии в поисках лучшей доли.

В 1880 году Илья поступил в Уфимскую мужскую гимназию. Неплохо рисовал, ходил заниматься к художнику Николаю Бобиру, находившемуся в ссылке и работавшему заместителем городского архитектора. По его совету после окончания гимназии в 1887 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Проучившись четыре года, из-за преследования властей за политическую деятельность, был вынужден бросить учебу и уехать за границу. В Цюрихе продолжил обучение в политехническом институте.

Вернувшись в Москву, Илья Бондаренко работал в строительной конторе Московского купеческого общества, затем в мастерской архитектора Федора Шехтеля, где получил хорошую практику. Познакомился с живописцем Михаилом Нестеровым, своим земляком, с которым его связала прочная творческая и человеческая дружба.

В Москве Илья Евграфович принимал активное участие в деятельности «Кружка любителей русской музыки». Здесь он подружился с выдающимся певцом Леонидом Собиновым. Его сестра Лиза стала женой Ильи Бондаренко. В эти годы архитектор много путешествовал по старинным поволжским городам, изучая древнерусскую архитектуру.

С 1895 года Илья Бондаренко занимался изучением русского искусства в коллекциях Императорского Российского исторического музея и музея П.И.Щукина. В эти годы он выполнил несколько работ по заказам предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова — перестройку театра Солодовникова, декорации для этого же театра по эскизам Михаила Врубеля, производственные и жилые строения на гончарном заводе в Абрамцево. Проектирование одного из павильонов России на Всемирной выставке 1900 года в Париже по эскизам художника Константина Коровина сделало Илью Бондаренко известным. Павильон стал блестящим образцом нового направления в архитектуре — неорусского стиля, который станет основным в его творчестве. За эту работу он был удостоен премий французского и российского правительств.

Далее Илья Евграфович принимал участие в ряде архитектурных проектов, строил ряд зданий для Иверской общины сестер милосердия, школу и магазин (нынешний ЦУМ) в Иваново, большое количество старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье, православный собор в Шуе, перестроил Крестовоздвиженскую церковь в Иваново и многое другое. Написал несколько книг и большое количество статей по архитектуре.

Архитектор не терял связей с Уфой. В 1904 году по просьбе уфимского градоначальника Илья Бондаренко выполняет проект городского театра. К сожалению, он не был осуществлен из-за отсутствия средств. В 1909 году Илья Евграфович был приглашен в Уфу для участия в проектировании и строительстве Аксаковского народного дома (ныне здание Башкирского государственного театра оперы и балета). Он с увлечением занялся этой работой, предполагая, что именно здесь в будущем разместится городская картинная галерея, основой которой стала бы коллекция, подаренная Михаилом Нестеровым Уфе.

В 1914 году Илья Бондаренко приезжал в село Шингак-Куль Уфимского уезда на лечение кумысом. В Уфе он занялся проектом и достройкой Аксаковского народного дома. К сожалению, начавшаяся империалистическая война нарушила все планы и затянула строительство.

В 1918 году Илья Евграфович возглавил подотдел архитектурной и живописной реставрации отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомате просвещения РСФСР. Проводил огромную работу по спасению культурных ценностей в Москве и регионах России. Принимал активное участие в создании Музея русской архитектуры им. А.В.Щусева в Москве.

В 1919 году Илья Бондаренко стал организатором и первым директором Уфимского художественного пролетарского музея им. Октябрьской революции (ныне БГХМ им. М.В.Нестерова). Илья Евграфович организовал перевозку коллекции картин Нестерова из Москвы в Уфу в условиях Гражданской войны и разрухи, что было тогда настоящим подвигом. В 1919-1922 годах он возглавлял работу по сохранению культурных и исторических ценностей Уфимской губернии, их учету и размещению во вновь создающихся музеях, библиотеках и учреждениях культуры.

По возвращении в Москву Илья Бондаренко участвовал в строительстве зданий и сооружений Сельскохозяйственной выставки — предшественницы ВДНХ, консультировал учреждения Москвы и Ленинграда. Работал главным архитектором Исторического музея в Москве. Трудился архитектором в Моссовете и Мосэнерго, занимался строительством, расширением и перестройкой многих исторических зданий.

Перечень работ архитектора выглядит впечатляющим. Фактически Илья Бондаренко выполнял работу целого института. Среди наиболее известных его творений — надстройка здания Московской консерватории им. П.И.Чайковского, пристройка к Третьяковской галерее, расширение Центрального музея им. А.А.Бахрушина, здание Дальневосточного института рыбного хозяйства во Владивостоке, множество учреждений культуры, здравоохранения, учреждений, промышленных предприятий, школ, магазинов, церквей и соборов в Москве и других городах.

В годы Отечественной войны Илья Евграфович работал главным архитектором Ваганьковского и Армянского кладбищ в Москве, стал автором многих мемориальных построек и памятников. Прочитал более ста лекций для раненых бойцов. Часто выезжал в освобожденные от фашистов города, давал консультации по их восстановлению. В 1943-1944 годах являлся архитектором Петровского путевого дворца.

Скончался Илья Бондаренко 21 июля 1947 года и похоронен в Москве. Прах его покоится в колумбарии Нового Донского кладбища.

О жизни и творчестве выдающегося архитектора можно прочитать в Википедии, 1-м томе Башкирской энциклопедии, многих справочниках и энциклопедических изданиях по культуре и архитектуре.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть