Новости Башкортостана и Уфы
93.29
+0.04
99.56
+0.2
88.5
+0.04
17+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
3 Июня 2015, 09:46

Нина Бызина — мастер башкирской оперной сцены (К юбилею певицы)

УФА, 3 июн 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Много лет блистала на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета певица Нина Бызина, которую хорошо помнят театралы старшего поколения. Сегодня она отмечает свой большой юбилей.
Нина Ивановна Бызина родилась 3 июня 1930 года в Уфе. В 1952 году окончила Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева (ныне БашГУ). Но очень вскоре любовь к пению пересилила, и она поступила в Уфимское музыкальное училище (ныне Уфимское училище искусств). Училась по классу опытного педагога Риммы Фишер, которая помогла отшлифовать сильный природный голос Нины Бызиной и выработать хорошую исполнительскую технику. К концу учебы молодая певица обладала поставленным лирико-драматическим сопрано редкого тембра.
После окончания училища в 1956 году Нина Бызина получила распределение в Башкирский государственный театр оперы и балета, где проработала более тридцати лет. Очень скоро стала ведущей солисткой театра. Нина Ивановна спела десятки партий в операх русского и зарубежного классического репертуара. Одинаково блестяще выступала она и в комической опере, и оперетте. Нину Бызину всегда отличали высокая исполнительская техника, богатство чувств и выразительность, незаурядная артистичность.
Певица выступала с известными певцами Борисом Ториком, Иваном Ивашковым, Хабиром Галимовым, Магафуром Хисматуллиным и многими другими мастерами сцены. Полное взаимопонимание было у нее с дирижерами Валерием Руттером, Исааком Альтерманом, Нариманом Сабитовым и Гайнетдином Муталовым.
Дебютной для Нины Бызиной стала партия Лакме в одноименной опере Лео Делиба в 1956 году, исполнение которой уфимская публика приняла сразу же, увидев в молодой певице талант и призвание. В последующие годы Нина Ивановна блестяще спела Леонору и Джильду («Трубадур» и «Риголетто» Джузеппе Верди), Лейлу и Микаэлу («Искатели жемчуга» и «Кармен» Жоржа Бизе), Марфу («Царская невеста» Николая Римского-Корсакова), Мюзетту («Богема» Джакомо Пуччини), Розину («Севильский цирюльник» Джоакино Россини), Иоланту («Иоланта» Петра Чайковского), Адину («Любовный напиток» Гаэтано Доницетти) и другие классические партии.
Высокую эмоциональность, проникновенность, незаурядную актерскую игру и богатство чувств показала Нина Бызина при исполнении партий в популярных опереттах: Адели («Летучая мышь» Иоганна Штрауса), Нины («Севастопольский вальс» Константина Листова), Серполетты («Корневильские колокола» Робера Планкетта) и других.
Певица имела обширный концертный репертуар, куда входили многие произведения русской и зарубежной вокальной классики, арии из опер и оперетт, песни и романсы Хусаина Ахметова, Загира Исмагилова, Шамиля Кульбарисова, Рауфа Муртазина, Наримана Сабитова, Рафика Сальманова и других башкирских композиторов. Концерты Нины Бызиной всегда пользовались популярностью у башкирских и российских зрителей.
Нина Ивановна успешно выступала на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве (1955), на пленумах Союза композиторов РСФСР, в Кремлевском театре. На Первом Республиканском фестивале творческой молодежи певица стала лауреатом. Нина Бызина удостаивалась звания дипломанта Всероссийского конкурса музыкальных и драматических театров, лауреата конкурса вокалистов, посвященного 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Певица часто выступала на радио и телевидении. Активно сотрудничала с оперными театрами Свердловска, Челябинска, Минска, Перми и других театров страны.
За большие заслуги и значительный вклад в развитие культуры и музыкального искусства Нина Ивановна Бызина отмечена почетными званиями заслуженной артистки РСФСР и Башкирской АССР.
С выходом на заслуженный отдых певица не порвала с театром, много лет поддерживает связи с родным коллективом и коллегами. И сегодня, несмотря на солидный возраст, Нина Ивановна по возможности старается быть в курсе театральных новостей, радуется успехам оперного театра, который остается для нее вторым домом.
Читайте нас: