Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.47 ↓

EUR 67.55 ↑

24 октября Вторник

Уфа   °

Личность в истории — Антон Эйхенвальд (К 140-летию со дня рождения композитора, педагога и общественного деятеля)

ОБЩЕСТВО

УФА, 1 мая 2015. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Вся жизнь видного отечественного музыкального деятеля Антона Александровича Эйхенвальда — яркий пример содружества и взаимообогащения разных культур. Он стал одним из первых композиторов России, который еще в XIX веке начал изучать и записывать устное песенное творчество башкир, татар, туркмен и других народов, способствовал приобщению развивающихся национальных культур к достижениям современной музыки. Видный музыковед Людмила Атанова писала о нем: «Можно смело сказать, что через Эйхенвальда башкирское народное творчество соприкоснулось с лучшими традициями русской музыкальной классики».

Антон Эйхенвальд родился в Москве 1 мая 1875 года в музыкальной семье. Как он сам пишет в автобиографии, отец его был классным художником Академии художеств, мать — профессором музыки, преподавателем консерватории, выдающейся арфисткой. Антон учился в гимназии, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Начальное музыкальное образование получил сначала у своей матери, затем учился у композитора и педагога Николая Кленовского. Занимался у выдающихся композиторов Сергея Танеева, Николая Римского-Корсакова, пользовался советами Александра Глазунова и Рейнгольда Глиэра. Близкими друзьями семьи были дирижер и пианист Николай Рубинштейн, великий композитор Петр Чайковский.

С 1892 года Антон Эйхенвальд преподавал теорию музыки в Москве, с 1893 года работал хормейстером в Казанской опере. Совместно с выдающимся языковедом Николаем Катановым участвовал в этнографических экспедициях, где собирал образцы народного музыкально-песенного фольклора тюрков. Позже работал дирижером и хормейстером в Саратове, Нижнем Новгороде, Тифлисе и Баку.

С 1917 года работал в Красноярске. В 20-е годы жил во Франции и Швейцарии. Затем вновь вернулся на родину. Антон Эйхенвальд считается одним из основателей Саратовского театра оперы и балета. В 1931 году в Самарском оперном театре была поставлена опера Антона Александровича «Степь», созданная по мотивам татарских и башкирских народных песен.

В 1937 году Антон Эйхенвальд работал заведующим Казанским кабинетом музыкального фольклора. Активно занимался сбором материалов татарского и башкирского народного устного творчества. Более 60 песен им было написано на фонограф. К сожалению, в разгар репрессий он был отстранен от должности и объявлен «разоблаченным врагом народа».

Антон Александрович был вынужден покинуть Казань. Дальнейшая его судьба связана с Уфой и Куйбышевым.

Наркомат просвещения Башкирской АССР приглашает Эйхенвальда в Уфу для ознакомления с имеющимися у него записями народных песен. Композитор приезжает в Башкирию, знакомится с музыкальными деятелями Хабибуллой Ибрагимовым, Камилем Рахимовым, фольклористом и первым директором Башкирского государственного техникума искусств (ныне Уфимского училища искусств) Иваном Салтыковым.

В Уфе Антон Эйхенвальд создает героическую оперу «Мэргэн» на либретто Мухаметши Бурангулова, основанную на башкирском фольклорном материале. Сюжет оперы взят из башкирских легенд о борьбе против угнетателей и рассказывает о борьбе народного героя Мэргэна против Ногайского ханства, его любви к красавице Маянхылу.

Постановка оперы «Мэргэн» была осуществлена первым директором и главным режиссером Башкирского театра оперы и балета Булатом Имашевым в 1940 году. Опера была встречена с большим интересом.

Затем Антон Эйхенвальд пишет драматическую оперу «Ашкадар» по мотивам известной народной башкирской песни. Автором либретто новой оперы вновь стал Мухаметша Бурангулов. В марте и апреле 1942 года правление Союза композиторов СССР организовало прослушивание и обсуждение оперы «Ашкадар». Было отмечено высокое качество либретто, опыт и знание композитором специфики оперного искусства, умелое использование им национального колорита. Совещание под председательством Дмитрия Шостаковича рекомендовало включить оперу в репертуар Башкирского театра оперы и балета и других театров. Опера «Ашкадар» с успехом была показана в Уфе 14 марта 1944 года к торжествам по случаю 25-летия образования Башкирской АССР.

В годы Великой Отечественной войны Антон Александрович пишет кантату о Башкирии, два башкирских марша, квартет на башкирские темы. За большой вклад в развитие башкирского искусства Антону Эйхенвальду было присвоено высокое звание народного артиста Башкирской АССР.

Композитор успешно преподавал в Уфимском музыкальном училище. Одним из многих его воспитанников был начинающий музыкант Тагир Каримов, который брал уроки музыки и композиции у Антона Александровича. Именно Эйхенвальд раскрыл музыкальный талант Тагира Каримова, способствовал его становлению в качестве профессионального композитора.

Позже Антон Эйхенвальд являлся председателем Куйбышевской организации Союза композиторов СССР, работал главным дирижером Куйбышевского театра оперы и балета. Скончался он в 1952 году в Ленинграде и похоронен там же.

Антон Эйхенвальд оставил богатое творческое наследие, которое, к сожалению, до сих пор полностью не изучено. Он является автором многих опер, балетов, музыкальных комедий, сюит, увертюр, пьес для скрипки и виолончели, песен и романсов.

Самое значительное и бесценное в его багаже — записи более четырех тысяч народных мелодий народов Поволжья и Средней Азии, большая часть которых — башкирские и татарские песни. Хранятся они в фондах Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И.Глинки в Москве.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть