Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.39 ↓

EUR 68.24 ↑

9 декабря Пятница

Уфа   °

Скульптор, который восславил Салавата (К 120-летию со дня рождения Сосланбека Тавасиева)

ОБЩЕСТВО

УФА, 25 дек 2014. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося скульптора-монументалиста Сосланбека Тавасиева, осетина по национальности, который жил и творил на башкирской земле.

Сосланбек Тавасиев родился 25 декабря 1894 года в горном селении Фаснал в Дигорском ущелье Терской области Российской империи, ныне Республика Северная Осетия — Алания. Отец стремился всем детям дать хорошее образование, Сосланбек вначале посещал школу в Алагире, затем подготовительный класс Владикавказской гимназии. Потом учился в гимназии, пока в 1914 году не был призван в царскую армию, в осетинский батальон. После Октябрьской революции Сосланбек поддержал Советскую власть, сформировал отряд и активно воевал против белоказачьих отрядов Шкуро и Бичерахова. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

После Гражданской войны Сосланбек Тавасиев начал рисовать, работал в скульптуре, принимал участие в выставках местных художников. В 1924 году состоялась его первая персональная выставка во Владикавказе. Был направлен на учебу в Ленинградский высший художественно-технический институт, бывшую Российскую Академию художеств, окончил факультет скульптуры. В 1927 году Сосланбек Дафаевич стал работать там ассистентом кафедры истории материальной культуры. В 1928 году переехал в Москву. Много работал. Участвовал в выставках АХРР (Ассоциации художников революционной России), в выставке к 10-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1939 году стал членом Союза художников СССР.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, семья Сосланбека Тавасиева была эвакуирована в башкирское село Стерлибашево. Затем они переехали в Уфу, жили в Доме специалистов, позже проживали там, где сегодня располагается дом №74 по улице Ленина. В 1941-1942 годах Сосланбек Дафаевич был ответственным секретарем Уфимского городского отделения Союза художников. В Башкирии Тавасиев прожил с 1941 по 1946 год.

Дальнейшая его судьба связана с Москвой.

За большой вклад в развитие советского искусства Сосланбеку Тавасиеву были присвоены звания «Народный художник Северо-Осетинской АССР» и «Народный художник Башкирской АССР». Награждался двумя орденами Трудового Красного Знамени и золотой медалью Академии художеств СССР.

Имя Тавасиева связано с формированием и развитием осетинского изобразительного искусства и художественной культуры Башкортостана. В своем творчестве он пытался отразить темы революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Его произведениям присущи пластическая выразительность и цельность формы, динамизм, монументальная обобщенность и героическое звучание образов.

Работы Тавасиева находятся в фондах Русского музея и Третьяковской галереи. Широкую известность получили его скульптурные работы поэта Косты Хетагурова и дважды Героя Советского Союза Иссы Плиева, установленные во Владикавказе.

Наиболее известной работой Сосланбека Тавасиева является памятник Салавату Юлаеву в Уфе — самая крупная конная статуя в нашей стране и Европе. Над ним скульптор работал более 30 лет.

Впервые о Салавате Сосланбек Дафаевич услышал в Стерлибашево, куда приехал летом 1941 года. Однажды на проводах новобранцев на фронт он услышал, как один пожилой башкир сказал, что для победы надо быть таким батыром, как Салават. Так началось открытие образа Салавата Юлаева для Сосланбека Тавасиева. Он начал собирать имеющуюся о герое литературу, изучать архивные материалы и башкирский фольклор.

Постепенно в воображении художника создавался цельный образ. Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне, в самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом осенью 1773 года был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром восставших. Но Салават принял решение примкнуть к Пугачеву и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым.

Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву.

Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена в 1963 году. Работа была обсуждена специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. Ее установили в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета, там она и стоит до сих пор. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина-башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского» Салавата является слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника.

Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монументскульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Инженеры и рабочие завода работали с любовью, отливая памятник в течение полутора месяцев. Крупная и сложная конная скульптура, опирающаяся на три точки со значительным смещением центра тяжести, наличие большой парусности потребовали специального расчета. Вопрос был решен путем устройства уникальной стальной рамы, соединенной с железобетонным постаментом и пропущенной через ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.

Одновременно скульптор отстаивал свое решение поставить памятник на самое возвышенное место на правом, крутом берегу реки Белой. На страницах республиканской печати тогда развернулась настоящая дискуссия. Обком партии предлагал поставить памятник напротив Горсовета или на Советской площади. Тавасиев благодаря своей принципиальности и жесткости победил в этом споре. Архитектором монумента стал Исмагил Гайнутдинов.

17 ноября 1967 года памятник Салавату Юлаеву был торжественно открыт, а через три года Сосланбеку Дафаевичу присудили Государственную премию СССР за эту выдающуюся работу. Ныне изображение памятника национальному герою стало самым узнаваемым брендом Башкортостана, визитной карточкой Уфы, вошло в состав государственного герба республики.

Умер Сосланбек Тавасиев 10 апреля 1974 года и похоронен на Новодевичьем кладбище. Известными художниками являются его дети и внуки.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть