Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения Алексея Викторовича Шмидта – крупного историка-востоковеда, специалиста по финно-угроведению и археолога, который много сил отдал изучению нашего края. В историю науки он вошел как один из основоположников научного изучения исторического прошлого Прикамья и Приуралья, в том числе и Башкирии.
Алексей Шмидт родился 27 июля 1894 года в городе Тарту Лифляндской губернии Российской империи. Являлся сыном профессора Дерптского университета Виктора Карловича Шмидта. Окончил гимназию и историко-филологический факультет Петроградского университета. Обладал энциклопедическими знаниями. С 1917 года работал хранителем музея Пермского государственного университета. В 1919-1924 годы преподавал в университете, читал курсы по археологии и истории Пермского края, истории Древнего Востока и первобытной культуры. Позже работал научным сотрудником музея антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде.
Алексей Шмидт исследовал проблемы развития родового общества в северных и северо-восточных районах Европы, этногенез финно-угорских народов и их связи с государствами Древнего Востока, происхождение и развитие древнего искусства, а также религии народов Урала. Разработал совершенную для своего времени методику классификации археологических культур, их периодизации и хронологии. Обследовал и провел первые раскопки Левшинской неолитической стоянки, Турбинского могильника эпохи бронзы, Кара-Абызского, Качкинского, Неволинского городищ. В 1928 году возглавил изыскания комплексной Башкирской экспедиции АН СССР. Алексеем Шмидтом впервые были досконально обследованы уникальные исторические объекты ‑ Уфимское (Чертово) городище и селище Воронки на правом берегу реки Белой близ Уфы, городище Каменная гора у деревни Бажиной, Соколиный камень, Чандарское селище и Бахмутинский могильник на реке Уфе, городище под Благовещенском. Были получены достоверные доказательства, что бахмутинская культура на территории Башкирии (в северных лесных районах междуречья Белой и Уфы) сформировалась в результате переселения полукочевых народов из Среднего Прикамья. Подтверждено, что бахмутинцы жили оседло, занимаясь пастушьим скотоводством, подсечным земледелием, охотой и рыболовством по берегам рек в небольших городищах и поселениях.
Полученные в ходе исследования обширные материалы ученый объединил в две археологические культуры – уфимскую (первое тысячелетие до новой эры) и бахмутинскую (середина-вторая половина первого тысячелетия новой эры). Алексей Шмидт первым ограничил территорию пьяноборской культуры средним течением Камы и определил ее место в общей схеме археологических культур Прикамья. Эта классификация была принята российской и мировой наукой, являясь актуальной и сегодня.
В своих отчетах Алексей Шмидт упоминал о необычных белых каменных плитах со странными узорами, виденных им близ деревни Чандар нынешнего Нуримановского района. Совсем недавно, в 1999 году, профессор Башгосуниверситета Александр Чувыров обнаружил одну из этих плит и вывез ее в Уфу. Существует версия, что на камнях, возраст которых составляет около 120 миллионов лет, нанесена точная рельефная карта Уральского региона. Ныне этот камень находится на изучении в МГУ.
В последующие годы Алексей Шмидт преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена. Опубликовал много научных работ по археологии Урала. Но, к сожалению, в 30-е годы он стал одной из жертв «Академического дела», инициированного ОГПУ против ученых Академии наук СССР и краеведов. Началось оно после провала выборов в академики трех кандидатов-коммунистов в 1929 году, после чего последовали «чистка» Академии наук (тогда она находилась в Ленинграде), аресты и преследование ученых. По официально не подтвержденным данным, Алексей Шмидт был арестован в 1933 году и умер во время следствия 26 апреля 1935 года. Место его захоронения неизвестно.