Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.23 ↓

EUR 69.80 ↓

12 декабря Вторник

Уфа   °

Габдулла Амантай – личность в истории башкирской литературы

КУЛЬТУРА

23 декабря исполняется 105 лет со дня рождения выдающегося поэта и ученого Габдуллы Сахипгареевича Амантая. Один из основоположников башкирской филологической науки, талантливый ученый, пламенный поэт, крупный общественный деятель прожил короткую, но предельно насыщенную и яркую жизнь. Он родился 23 декабря 1907 года в деревне Верхнее-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии, ныне Красногвардейский район Оренбургской области. В четырнадцать лет он руководит комсомолом Туксоранского кантона, в 1926-1928 годы он уже редактор республиканских газет «Йэш юксыл» и «Башкортостан йэштэре». Он погиб в 1938 году как «враг народа» в 30 лет. Но и за этот небольшой срок Амантай успел сделать необычайно много: издал девять поэтических книг, монографию, составил пять сборников по фольклору, несколько учебников по башкирской литературе и языку, опубликовал много научных статей.

Габдулла Амантай учился всю жизнь. Вначале было знаменитое медресе «Хусаиния» в Оренбурге, затем Оренбургское педучилище (Башкирский институт народного образования), далее Ленинградский институт философии и лингвистики, аспирантура.

С 1933 по 1937 годы Габдулла Амантай работает первым директором Башкирского НИИ национальной культуры. Позже он стал называться Институтом истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. В 1934 году создается Союз советских писателей Башкирии, заместителем председателя правления Союза избирается Амантай.

Первое стихотворение Амантая «Мы» было опубликовано в 1921 году в газете «Башкортостан». В своих стихах молодой поэт воспевал активную роль советской молодежи в строительстве новой жизни, отражал великие исторические преобразования в стране, воссоздавал портрет родного Башкортостана, превратившегося в индустриально-колхозную республику, раскрывал роль комсомола в деле просвещения, культурно-духовного развития народа. Уже по сборнику стихов «Песни борьбы», изданному в 1928 году, можно было определить его поэтическое кредо. Он создал эпические поэмы «На дорогах борьбы», «Кулгайша», которые свидетельствуют о широте его поэтического диапазона.

Амантай известен в литературе и как детский писатель. Книгами «Маленьким друзьям», «Старательный Вали», «На реке», «Сказка серой вороны», «Чашка», «Домашние животные» он завоевал популярность среди маленьких читателей. Габдулла Амантай оставил значительные труды и в области литературной критики. Ему принадлежат интересные исследования творчества Даута Юлтыя и Афзала Тагирова.

Он занимался проблемами фольклора, разработал принципы сбора и публикации башкирского устно-поэтического творчества. Его статьи «Классовый характер фольклора», «Фольклор и литературный язык», «Фольклор и художественная литература», «Жанры башкирского фольклора», «О башкирских пословицах» сыграли свою роль в башкирской фольклористике. Амантай был всесторонне развитым человеком, хорошо знал татарский, турецкий, казахский и узбекский языки.

В 30-е годы Габдулла Амантай готовит к защите кандидатскую диссертацию на тему «Бабич и его творчество». Возможность отомстить ему за свободолюбие и активность не упустили враги. В 1937 году бюро Башкирского обкома ВКП (б) приняло решение о снятии его с должности директора института за «допущение политической близорукости в отношении к врагу Пригожину, протаскивание антипартийных националистических взглядов в вопросах башкирской национальной литературы, допущение грубых политических ошибок в трудах НИИЯ и Л…». Газета «Правда» в статье Л. Перевозкина от 17 сентября 1937 года пишет о том, что Научно-исследовательский институт национальной культуры и языка находится в руках валидовцев, называет Амантаева апологетом буржуазно-националистической истории и литературы и т.д. По тем временам это уже означал конец. 21 сентября 1937 года бюро Кировского РК ВКП (б) под руководством секретаря райкома Буренкина принимает решение об исключении Амантая из рядов партии «как буржуазного националиста, популяризатора и покровителя врагов народа, буржуазных националистов, троцкистов, бухаринцев.». На заседании выездной сессии Военной коллегии Верховного суда Союза ССР, состоявшейся 10 июля 1938 года в Уфе, Амантай был обвинен в преступлениях по статьям 58-2, 58-8 и 58-11 УК РСФСР. Сам Габдулла Сахипгареевич виновным себя не признал, обвинения посчитал ложными. Суд приговорил его к расстрелу с конфискацией имущества. Дата его смерти не установлена. В материалах дела до сих пор хранится фальшивая справка о смерти Габдуллы Амантая 30 марта 1944 года. В 1957 году он был реабилитирован посмертно.

Память поэта и ученого увековечена. В Уфе, на доме № 2 по улице Ленина, на белом мраморе золотом вписан текст: «В этом доме в 1933-1937 годах жил видный башкирский поэт, ученый и общественный деятель Габдулла Амантай (1907-1938)».

Решением Совета городского округа город Уфа от 13 ноября 2008 года за № 9/11 в связи со 100-летием со дня рождения поэта новой улице в микрорайоне «Колгуевский» Кировского района дано имя Габдуллы Амантая.

Теги: память
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть