Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Проблему преемственности дошкольного и начального общего образования обсудили на всероссийском форуме в Уфе

ОБЩЕСТВО

Проблему преемственности дошкольного и начального общего образования на всероссийской конференции в Институте развития образования РБ обсудили ученые, специалисты по дошкольному образованию и руководители образовательных учреждений.

Проблема обусловлена переходом всех ступеней образования на новые образовательные стандарты. В начальной школе переход на ФГОС уже стартовал. Сегодня идет становление новой системы дошкольного образования. Федеральные государственные требования (ФГТ) предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с дошкольниками.

Как отметил ректор ИРО РБ Рамиль Мазитов, в связи с этим перед педагогами детских садов и образовательных школ стоит непростая задача: скоординировать свои действия в области обучения и воспитания детей на основе преемственности. Целостное развитие личности ребенка, поступательное обогащение его творческого потенциала могут быть обеспечены только при условии преемственности дошкольного и начального образования, убежден Рамиль Мазитов.

— Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка – формирование базовой культуры его личности, что позволит ему успешно овладеть универсальными учебными действиями на первой ступени общего образования, — сказал ректор ИРО РБ. — Задача начального общего образования – обеспечить полноценное формирование и развитие способностей ученика, умение самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, то есть научить учиться. Это станет залогом успешной адаптации в старшей школе.

Вместе с тем пока не решенным остается ряд проблем, препятствующих организации полноценной работы по новому направлению. По мнению заведующего кафедрой теории и методики начального образования ИРО РБ Сергея Пичугина, сегодня у работников дошкольных учреждений и учителей большие разночтения в толковании понятия «преемственность». Прежде всего, это вопрос готовности ребенка к школе.

— Дело в том, что часто в детских садах воспитатели идут на поводу у родителей и начинают готовить ребенка к школе: чтение, письмо, математика. При этом забывая о том, что обладание какими-то знаниями — не есть развитие ребенка, — подчеркнул Сергей Пичугин. – В народе говорят: «Дайте детям наиграться». И это правильно. Потому что для учителей начальной школы — это проблема, когда приходят дети, которые весь первый класс добирают игру. Безусловно, начальная школа — продолжение детского сада, организация на уроке деятельности ребенка идет через игру, но школьник, которому не дали прожить свою жизнь в игре, вынужден компенсировать это за счет учебной деятельности.

Сергей Пичугин считает, что дошкольные образовательные учреждения должны обратить внимание на то, чтобы развивать ребенка, а не натаскивать его под какие-то социальные заказы школы.

— Дети должны приходить с определенным уровнем развития. Готовыми к тому, чтобы обучаться, — отметил он.

В свою очередь и школы не должны выставлять каких-то требований относительно приема детей по уровню владения навыками чтения, письма, счета.

— Есть определенный минимальный набор тех знаний, с которым ребенок должен прийти в школу, но он не должен быть завышенным, — добавил Сергей Пичугин. — К сожалению, на сегодняшний день особенно этим грешат инновационные образовательные учреждения крупных городов республики, где фактически детей подвергают тестированию. И родители для того, чтобы успешно пройти это тестирование, дают социальный заказ дошкольному образовательному учреждению, чтобы ребенка научили считать, писать и читать. Вот эту проблему мы должны убрать из преемственности начального и дошкольного образования.

По итогам семинара участники совещания определили единые цели и задачи в рамках деятельности по реализации ФГТ и ФГОС НОО, а также приняли рекомендации для органов управления образованием муниципальных районов и городских округов и руководителей образовательных учреждений. Многие из участников конференции выступают за создание на муниципальном уровне модели взаимодействия детского сада, начальной школы и семьи. По их мнению, это будет способствовать успешному обучению на всех ступенях образования.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть