Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.60

EUR 72.62

25 августа Воскресенье

Уфа   °

Сохранение судоходности рек Башкирии требует значительных финансовых вложений

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

В связи со сложившейся в Башкортостане тяжелой ситуацией с функционированием внутреннего водного транспорта из-за сильного обмеления рек рабочая группа, созданная для решения проблем речного транспорта, разработала ряд мер, которые способны улучшить положение дел в отрасли. Это организация работ по обеспечению гарантированных глубин на участках рек Уфа, Нижняя Белая и частично Верхняя Белая. Далее – модернизация существующего флота, строительство несамоходных судов с низкой осадкой, в том числе с привлечением средств инвесторов, развитие существующих и сооружение новых объектов транспортной инфраструктуры. Третье – создание филиала ООО «Судостроительный-судоремонтный завод» на базе грузового речного порта города Агидель. И, наконец, разработка долгосрочной целевой Программы развития внутреннего водного транспорта Республики Башкортостан, которая должна прежде всего с научной точки зрения подсказать пути сохранения судоходности рек и оптимального участия речного транспорта в экономических процессах в регионе.

Об этом 20 июля на совещании по развитию внутреннего водного транспорта республики, которое провел Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, рассказал председатель Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Ильяс Муниров.

По его словам, мелководье на реке Белой оказывает существенное негативное влияние на перевозку грузов и пассажиров, парализуя движение крупнотоннажных судов на реках Белая и Уфа к концу навигации и в ходе нее, в связи с чем возникает необходимость осуществления перевозок малотоннажным грузовым флотом и судами с малой осадкой.

Как отметил Ильяс Муниров, организация прохождения судов в республике возложена на Бельский район водных путей и судоходства – филиал Камского бассейнового управления. Федеральным агентством морского и речного транспорта за филиалом закреплено 973 километра водных путей, в том числе 459 километров магистральной части реки Белой.

Маловодной Белая, разумеется, становилась не сразу. На навигацию 2011 года большой отпечаток наложил засушливый 2010 год, который по данным наблюдений за последние 130 лет прошел в условиях небывалого мелководья и аномально низких уровней воды. Так, в сентябре 2011 года уровни упали до минус 138 см, в июле 2010 года до минус 145 см по водпосту города Уфы и, как следствие, глубины на участке реки Белой от Уфы до Бирска снизились до 150 см.

— Навигация 2012 года характеризуется предельно низкими уровнями воды, — подчеркнул Ильяс Яхиевич. – Так, на 19 июля уровень воды составил минус 150 сантиметров, и тенденция к продолжению снижения уровня реки остается.

Как считает глава Госкомтранса РБ, одним из решений вопроса является увеличение гарантированных глубин на реке Белая до 20 см (со 180 до 200 см в течение 2013-2016 годов на 5 см) и шириной судового хода до 60 см. Для этого нужны дополнительные федеральные средства. Так, например, для изменения гарантированных глубин на участке Правая Белая – Груздевка (376 км) до 185 см потребуется 61,6 млн рублей.

— Еще одним фактором, сдерживающим объемы работ по обеспечению судоходства на реке Белой, является недостаточное количество спецтехники, — назвал Ильяс Муниров еще одну проблему.

Так, на сегодняшний день Бельский район водных путей и судоходства эксплуатирует только два земснаряда. Для выполнения планируемых работ необходимо еще два земснаряда производительностью 250 кубометров в час. Такие земснаряды производятся в Нижнем Новгороде. Стоимость полного комплекта (земснаряд, брандвахта, буксир и т.д.) составляет 484 млн рублей. Стоимость проектной документации составит 2 млн рублей. По мнению главы ведомства, подобные земснаряды может выпускать и уфимский судостроительный-судоремонтный завод.

Ильяс Муниров назвал перспективным для решения проблем судоходности рек Белая и Уфа строительство Нижне-Суянского гидроузла на реке Уфа и повышение отметки уровня воды в Нижнекамском водохранилище.

— Решение этих вопросов увеличит подпор реки Белая до села Кушнаренково и обеспечит дополнительное регулирование рек Уфа и Белая в районе столицы республики, что в свою очередь позволит поддерживать необходимые габариты на Белой, — сказал Ильяс Яхиевич.

Источником финансирования этих работ может быть отчисление акцизов на топливо, поступающих в дорожные фонды, и транспортный налог, которые частично должны направляться на восстановление внутренних водных путей.

Что касается модернизации речного флота, то эта проблема назрела давно. Износ судов, находящихся в распоряжении ОАО «Башкирское речное пароходство», составляет 64%. В составе флота 168 единиц, их «возраст» превышает 35 лет. Ежегодно ввод имеющегося флота в эксплуатацию, его подготовка к навигации требует значительных сумм, тогда как предприятие сегодня испытывает трудности с оборотными средствами. Приобретать или изготовлять новые суда весьма проблематично. Как отметил руководитель Госкомтранса, характер работы башкирских речников определяет сезонность: грузовые суда эксплуатируются не более 180 суток, пассажирские – 100 суток. Финансовые вложения в ремонт судов, естественно, влияют на рост цен на грузовые и пассажирские перевозки, что в свою очередь снижает конкурентоспособность БРП.

— Вместе с тем, модернизация судов позволяет повысить их классность, оснастить более современным оборудованием, обеспечить возможность работы флота на реках Кама и Волга в период мелководья и повысить конкурентоспособность на рынке речных перевозок, — высказал свое мнение Ильяс Муниров. Он предложил одобрить идею реализации судов, которые пароходство не использует в течение последних 5-10 лет, а такой флот насчитывает сейчас 19 единиц.

Другое решение транспортных потребностей грузоотправителей – это приобретение малотоннажного флота – как самоходного, так и несамоходного. Такие проекты у ООО «Судостроительный-судоремонтный завод» есть.

Председатель Госкомитета обозначил в своем выступлении и критическое состояние имеющейся транспортной инфраструктуры на реках Белая и Уфа. Так, состояние причальной стенки у Монумента Дружбы признано неудовлетворительным. Причал построен в 1970 году, капитальный ремонт с тех пор не проводился. По словам Ильяса Мунирова, необходимо срочно провести реконструкцию объекта с восстановлением фронтальной железобетонной части и металлического шпунта. Ориентировочная стоимость составит около 15 млн рублей.

На социальной линии «Монумент Дружбы – ДОК», находящейся на территории Уфы, действуют шесть остановок для посадки-высадки пассажиров. Данные причалы не оборудованы в соответствии с нормативами, люди испытывают большие неудобства. Для благоустройства остановочных пунктов потребуется примерно 75 млн рублей.

— Нет в Уфе и современного речного вокзала, — назвал глава Госкомтранса еще одну проблему. – Наш город, пожалуй, единственный в России, у кого нет своего речного вокзала.

Важной задачей является создание филиала ООО «Судостроительный-судоремонтный завод» на базе грузового речного порта города Агидели. Это позволит сократить примерно на 200 км расстояние от места основной работы судов на реке Кама, увеличит объем доходов завода за счет ремонта сторонних судов. А на прежней территории останется ремонтный участок и обеспечение зимовки судов.

Как отметил Ильяс Муниров, место для филиала уфимского завода определено, земля, причал и судоходная прорезь находятся в собственности государства, но, разумеется, потребуются определенные финансовые вложения.

— Есть подвижки и в вопросах подготовки инвестиционного проекта «Развитие грузового речного порта «Агидель», — сообщил Ильяс Муниров. – Создана рабочая группа, проведены выездные совещания, проработаны вопросы с потенциальным инвестором и финансовым консультантом.

И последнее — разработка долгосрочной целевой Программы развития внутреннего водного транспорта Республики Башкортостан. Она должна способствовать решению ряда важных вопросов: устранение участков, лимитирующих пропускную способность реки Белой, обеспечение надежности объектов инфраструктуры и безопасности судоходства, повышение конкурентоспособности внутреннего водного транспорта. Нельзя забывать и о научных работах по исследованию морфологии речного дна и происходящих там процессах. Реке надо помогать, пока она еще жива и способна выполнять свою главную миссию – снабжать людей водой и работать на их благо.

автор: Любовь Колоколова
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке"
Читайте нас в Яндекс.Новостях
Лонгриды
Новости партнеров
закрыть